Уварова Наталья
ЗОЖ технология для развития мелкой моторики рук у дошкольников «Аква-гимнастика». Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука– это инструмент всех инструментов» Аристотель
Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело.
Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость,тяжесть,размериформупредметов. Освойствах,окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук сразвитием мозга.
Публикация «ЗОЖ технология для развития мелкой моторики рук у дошкольников „Аква-гимнастика“, Фотоотчет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Так, Марионилла Максимовна Кольцова на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Физиолог пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических им пульсов от рук,а точнее,от пальцев.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «Мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона»,«Ладушки»и им подобные народные игры,нечто иное,какоздоравлива-ющийитонизирующиймассажнабазеакупунктуры. Толькозадумайтесь:такиепростыема-нипуляцииспальчиками,а сколько пользы!Продолжительное воздействие, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций —это три.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Перед собой я поставила следующую цель: найти интересные игры и подходы для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук. Я нашла большое разнообразие пальчиковых игр и упражнений с предметами, с музыкальным сопровождением и без. Но особенно меня заинтересовала развивающая образовательная технология – пальчиковая Аква-гимнастика. Пальчиковая Аква – гимнастика – это занимательные игры в воде.
В своей работе с детьми младшего возраста я поставила следующие задачи:
- сформировать у детей навыки подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции;
- развить функциональные возможности кистей и пальцев рук детей, точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;
- развивать познавательные функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Опираясь на возрастные особенности детей, мною были подобраны и разработаны комплексы игровых упражнений и игр с ребятами младшей группы (занятия с тактильными тренажерами). С детьми разучивали пальчиковые игры, а затем переносили данные игры в мини бассейн.
Так как игры происходили в воде, а вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать,- такие игры стали для детей самым приятным способом развития. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Игры проводила в совместной деятельности с детьми, индивидуально и в подгруппе.
Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Например, Игра «Дождь» – пальцы рук разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды с речевым сопровождением.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
- Опустим пальчики на дно и представим, что мы стали морскими звездочками.
Игра «Морская звезда» – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
- А теперь превратимся в рака и т. д.
С детьми 4-5-ти лет игры усложняю: проговариваем стихи и чистоговорки с движениями, инсценируем какие-либо рифмованные истории, сочиняем сказки при помощи пальцев и различных мелких игрушек.
Также мною были подобраны и разработаны комплексы игровых упражнений и игр с ребятами старшей группы (занятия с тактильными тренажерами (Су-Джок, воздушные шарики наполненные различными крупами) в воде; упражнения в мини-бассейне с водой и разными наполнителями (гидрогель, фасоль, кинетический песок, мелкие и крупные игрушки и камушки и др.); само-массаж кистей и пальцев рук в воде с природным, бросовым и подручным материалом (различные спринцовки, пипетки, прищепки, шнурки и др.).
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Работая с данной технологией, я пополнила и расширила развивающую предметно-пространственную среду.
Например, интересной находкой для меня стали камешки Марблс, которые я использую в играх в воде.
По словам психолога Марии Осориной, дети любят сокровища, относятся к своей «сокровищнице» с трепетом. Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. А если это происходит в воде?
В играх с Марблс предлагаю ребятам выложить камешками узор по схеме, которая находится под прозрачной емкостью с водой; назвать цвета вылавливаемых камешков; посчитать их.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время игр и занятий в мини бассейне, от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут.
-Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
-Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
-Работу провожу регулярно, систематически.
-Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
-Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
-Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
-Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Основным направлением работы является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями. В работе с родителями ведё тся постоянно:
-индивидуальная помощь (беседы);
-консультации;
-буклеты;
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Занятия в мини бассейне положительно повлияли на различные виды их деятельности детей (речевую, игровую, интеллектуальную, познавательно-исследовательскую, художественно - эстетическую, конструктивно-модельную.)
-появилась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр в воде и упражнений.
-возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, осуществлять ролевой диалог.
-достигнуты хороших результатов взаимодействия педагог – родители;
-у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
-в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов, направленных на развитие общей и мелкой моторики.
Для повышения уровня развития мелкой моторики рук был проведен мастер - класс для родителей «Аква-гимнастика, как средство развития мелкой моторики рук». Своим опытом работы с этой технологией делилась с коллегами детского сада на мастер-классе в рамках семинара-практикума «Игровые здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду».
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Происходит то, что писал А. М. Горький: «рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».