Галина Парфенова
Акустическая дисграфия. Причины, коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Акустическая дисграфия. Причины, коррекция.
Данный вид дисграфии был выделен в 1971 году классиком советской логопедии О. А. Токаревой. Согласно классификации Ольги Александровны акустическая дисграфия сопряжена с недостаточностью фонематического слуха. Среди характерных проявлений можно отметить замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки.
Публикация «Акустическая дисграфия, Причины, коррекция» размещена в разделах
Различные виды замен звуков наиболее многочисленны в период возрастного несовершенства звукопроизношения – так называемой физиологической дислалии. Если ребенок в силу возраста заменяет [с] на [ш], он не сможет заменить [ш] на [с], так как данная артикуляция ему не доступна. В этих случаях замена букв была бы понятной. Но школьные логопеды часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок может четко произносить все звуки изолированно, но заменяет в речи звуки, близкие по звучанию, что ведёт к ошибкам на письме.
За понимание и воспроизведение речи отвечает фонематический слух. Он позволяет улавливать и различить близкие по звучанию фонемы. С его помощью человек понимает, где мишка, а где миска. Однако зачастую логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок может показать на картинках, где бочка, а где почка, где башня, а где пашня, а в собственной речи возможны замены.
В чем же причина?
В 1980-е годы профессор Р. И. Лалаева предложила свою классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания». Раиса Ивановна так же отмечала, что чаще всего механизмом этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференцировки звуков при возможности правильного произнесения этих звуков, однако «в других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой».
Таким образом умение дифференцировать звуки в собственной речи зависит не только от умения различать их на слух, но и за счет кинестетического чувства. Здесь в первую очередь дисфункциональным оказывается теменной отдел коры головного мозга.
Функция теменной коры – это функция кинестетики. При каждом движении мышц артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков речи отделы теменной коры головного мозга принимают сигналы, сохраняют эту информацию, формируют эталон, обобщенный образ для каждого звука. С эталоном сличается каждая текущая артикуляция. Это и дает нам возможность правильно произносить звуки.
То есть, мы воспринимаем сигнал о том, как происходят движения в нашей ротовой полости. И благодаря тому, что сигналы принимаются, хранятся и систематизируются, мы имеем возможность иметь контроль, на сколько та артикуляция, которую мы выполняем сейчас точна и своевременна.
В тех случаях, когда теменная кора оказывается дисфункциональной, сенсорный эталон формируется нечетко. Текущее произношение плохо контролируется. Желаемый звук может быть заменен на любой другой. Здесь проблема не в том, что ребенок недостаточно на слух контролирует произношение звуков, а в том, что мышечное чувство не дает возможности контролировать точное положение мышц в момент произношения. Неверное произнесение звуков, замены одних звуков другими связаны с неточными ощущениями, которые ребенок получает от движущихся артикуляционных органов и не может ими точно управлять.
Многие звуки близки по месту и способу образования, например, м – б. Ощущения, которые мозг получает от органов артикуляции, довольно похожие. Если плохо перерабатывается информация, их легко можно спутать. И ребенок в одном случае может сказать «бак» вместо «мак», а в другом «мак» вместо «бак». Школьники уже способны осознавать, что в данный момент артикуляция не соответствует тому, что он собирается произнести. В этом случае мы можем наблюдать у ребенка поиски нужной артикуляции. На письме же это может привести к замене букв, обозначающих звуки, близкие по произношению.
Это проблема коркового уровня, которая связана с дефицитом переработки кинестетической информации, с систематизацией информации, которая приходит от органов артикуляционного аппарата.
Детям с дефицитом переработки кинестетической информации необходимы:
• Пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук, упражнения с мячиком.
• Артикуляционная гимнастика, скороговорки.
• Письмо в широких строчках.
• Письмо букв, в которых ребенок допускает ошибки, в воздухе, крупно на доске, на листе, вырезание букв из бархатной бумаги и т. п.
• Письмо с
1) проговариванием,
2) молча,
3) фиксацией языка между
Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физкультминутки.
Устранение акустической дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешным только при целенаправленных, систематических занятия.
Литература.
Сизова О. Б. Другие замены. «Лого-Эксперт»
Агрис Анастасия Романовна. Причины трудностей в обучении: нейропсихологический подход. «Лого-Эксперт»