Получи документы

Акустическая дисграфия. Причины, коррекция

Галина Парфенова
Акустическая дисграфия. Причины, коррекция
▼ Скачать + Заказать документы

Акустическая дисграфия. Причины, коррекция.

Данный вид дисграфии был выделен в 1971 году классиком советской логопедии О. А. Токаревой. Согласно классификации Ольги Александровны акустическая дисграфия сопряжена с недостаточностью фонематического слуха. Среди характерных проявлений можно отметить замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки.

Публикация «Акустическая дисграфия, Причины, коррекция» размещена в разделах

Различные виды замен звуков наиболее многочисленны в период возрастного несовершенства звукопроизношения – так называемой физиологической дислалии. Если ребенок в силу возраста заменяет [с] на [ш], он не сможет заменить [ш] на [с], так как данная артикуляция ему не доступна. В этих случаях замена букв была бы понятной. Но школьные логопеды часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок может четко произносить все звуки изолированно, но заменяет в речи звуки, близкие по звучанию, что ведёт к ошибкам на письме.

За понимание и воспроизведение речи отвечает фонематический слух. Он позволяет улавливать и различить близкие по звучанию фонемы. С его помощью человек понимает, где мишка, а где миска. Однако зачастую логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок может показать на картинках, где бочка, а где почка, где башня, а где пашня, а в собственной речи возможны замены.

В чем же причина?

В 1980-е годы профессор Р. И. Лалаева предложила свою классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания». Раиса Ивановна так же отмечала, что чаще всего механизмом этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференцировки звуков при возможности правильного произнесения этих звуков, однако «в других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой».

Таким образом умение дифференцировать звуки в собственной речи зависит не только от умения различать их на слух, но и за счет кинестетического чувства. Здесь в первую очередь дисфункциональным оказывается теменной отдел коры головного мозга.

Функция теменной коры – это функция кинестетики. При каждом движении мышц артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков речи отделы теменной коры головного мозга принимают сигналы, сохраняют эту информацию, формируют эталон, обобщенный образ для каждого звука. С эталоном сличается каждая текущая артикуляция. Это и дает нам возможность правильно произносить звуки.

То есть, мы воспринимаем сигнал о том, как происходят движения в нашей ротовой полости. И благодаря тому, что сигналы принимаются, хранятся и систематизируются, мы имеем возможность иметь контроль, на сколько та артикуляция, которую мы выполняем сейчас точна и своевременна.

В тех случаях, когда теменная кора оказывается дисфункциональной, сенсорный эталон формируется нечетко. Текущее произношение плохо контролируется. Желаемый звук может быть заменен на любой другой. Здесь проблема не в том, что ребенок недостаточно на слух контролирует произношение звуков, а в том, что мышечное чувство не дает возможности контролировать точное положение мышц в момент произношения. Неверное произнесение звуков, замены одних звуков другими связаны с неточными ощущениями, которые ребенок получает от движущихся артикуляционных органов и не может ими точно управлять.

Многие звуки близки по месту и способу образования, например, м – б. Ощущения, которые мозг получает от органов артикуляции, довольно похожие. Если плохо перерабатывается информация, их легко можно спутать. И ребенок в одном случае может сказать «бак» вместо «мак», а в другом «мак» вместо «бак». Школьники уже способны осознавать, что в данный момент артикуляция не соответствует тому, что он собирается произнести. В этом случае мы можем наблюдать у ребенка поиски нужной артикуляции. На письме же это может привести к замене букв, обозначающих звуки, близкие по произношению.

Это проблема коркового уровня, которая связана с дефицитом переработки кинестетической информации, с систематизацией информации, которая приходит от органов артикуляционного аппарата.

Детям с дефицитом переработки кинестетической информации необходимы:

• Пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук, упражнения с мячиком.

• Артикуляционная гимнастика, скороговорки.

• Письмо в широких строчках.

• Письмо букв, в которых ребенок допускает ошибки, в воздухе, крупно на доске, на листе, вырезание букв из бархатной бумаги и т. п.

• Письмо с

1) проговариванием,

2) молча,

3) фиксацией языка между

Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физкультминутки.

Устранение акустической дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешным только при целенаправленных, систематических занятия.

Литература.

Сизова О. Б. Другие замены. «Лого-Эксперт»

Агрис Анастасия Романовна. Причины трудностей в обучении: нейропсихологический подход. «Лого-Эксперт»

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Акустическая дисграфия. Причины, коррекция
Опубликовано: 12 мая 2024 в 18:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Акустическая дисграфия. Причины, коррекция» (включая файлы) размещена пользователем Галина Парфенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД