Ольга Рассейкина
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье поднимается вопрос воспитания и развития детей раннего возраста. К плюсам раннего развития относится то, что в этот период у ребенка развиваются умственные способности. О минусах раннего развития часто говорят неврологи, которые сталкиваются с перегрузкой центральной нервной системы у детей, связанной с большим количеством занятий или их не соответствием возрасту малыша.
Публикация «Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в современном мире» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: Ранний возраст, гипперопека, особенности развития детей раннего возраста, формирование личности ребенка.
Ранний возраст является особенным периодом в жизни ребенка, когда формируются все органы и системы. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Большое количество проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (низкая познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) зарождаются именно в раннем детстве.
Именно этот период является временем созревания всех основополагающих функций, а так же самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). В результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:
сенсорное развитие,
развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи,
формирование элементарных математических представлений,
формирование развития речи,
развитие мелкой и крупной моторики,
физическое развитие,
музыкальное развитие,
творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).
У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что влечет за собой отсутствие комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная деятельность учит детей самоорганизованности – формируются предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы.
Только в раннем возрасте ребенок растет и развивается так стремительно. Он рождается самым беспомощным существом на свете и за короткие сроки в быстром темпе под воздействием окружающего мира, влияния взрослых (первая улыбка, подражание их действиям, движениям, ходьбе, речи) формируется его мозг.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса этого возраста способствует переход к сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Таким образом, выделяют несколько закономерностей в развитии детей раннего возраста : быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
По общепринятому мнению, дети должны быть великим благом в нашей жизни. Однако, очень часто в повседневной жизни, после тяжелого рабочего дня у родителей не находится времени и сил для общения с ребенком. В связи с этим, современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем в воспитании детей раннего возраста. Проблема воспитания детей в семье, и воспитание детей раннего возраста довольно не простая задача. Данная тема волнует педагогов, психологов и родителей. Эта тема вызывает множество споров и разногласий. Каждый человек, будь это родитель, воспитатель или ученый, имеет свое мнение на проблемы воспитания детей. Как нужно вести себя с ребенком? Быть строгим или мягким? Стоит ли ругать и наказывать ребенка? Что нужно делать и что категорически запрещено? Перечень вопросов может быть бесконечным. В наше время многие родители настроены на ранее развитие детей, хотя психологи довольно не однозначно высказываются на данную тему. У раннего развития существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Что касается положительной стороны, это, прежде всего появление разнообразия в жизни ребенка. Какая бы методика не была выбрана и способ работы все это вызывает интерес у большинства детей. К плюсам раннего развития так же относится тот факт, что благодаря ему в мозге ребенка активно формируются нейронные связи. Однако, неврологи предупреждают, о том что это может привести к перегрузке центральной нервной системы вызванной большим количеством занятий, их несоответствием возрасту, а так же уровню развития малыша. Существует еще одна проблема – гиперопека.
Гиперопека – это система отношений, при которой сверхзаботливые родители обеспечивают своими действиями удовлетворение всех пожеланий и потребностей ребёнка, тем самым ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результатом являются такие возможные проблемы раннего воспитания детей :
1. формируется эмоционально незрелая, чрезмерно капризная, требовательная личность, мало приспособленная к современной жизни;
2. обеспеченный с детства чрезмерной заботой, малыш сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения;
3. приближаясь к подростковому возрасту ребёнок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту и протестному поведению.
Важную роль в воспитании детей раннего возраста играет формирование социальных навыков. В процессе режимных моментов малыши постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться. При формировании социальных навыков важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Раздевание и одевание детей занимают большое количество времени в течении дня, поэтому стоит предоставить детям возможность самим поупражняться в последовательности действий.
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Её элементы должны быть включены во все виды деятельности ребенка, а сама игра должна стать основной формой организации разных видов деятельности. Играя с детьми в игры-забавы, в дидактические игры, главной задачей которых является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют разнообразные ситуации, отражающие их жизненный опыт. Очень важно обогащать игровой опыт ребенка. Для этого можно использовать такие приемы как:
1. Поддержка игровой инициативы ребенка
2. Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними.
3. Расширение круга игровых предметов и действий.
4. Обогащение игровых сюжетов.
5. Выстраивание последовательности игровых действий.
6. Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой.
7. Подготовка к принятию роли.
Для побуждения общения ребенка со сверстниками необходимо использовать самые разнообразные ситуации. Специальные игры и занятия направленные на развитие общения между детьми составляют неотъемлемую часть жизни группы в детском саду. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулках и во время самостоятельной деятельности детей. Таким образом, правильно выстроенная образовательная деятельность способствует правильному развитию ребенка и укреплению его психического и физического здоровья.
Список используемых источников
1. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста. – М. : Изд-во «Академия»,1999.- 498 с.
2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М. : Аркти. – 2006. – 64 с.
3. Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста : учебное пособие // под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой – М. : Издательский центр «Академия», 2002.-192 с.
4. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. // Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
5. Филоненко Е. Воспитание ребенка от 0 до 3 лет. Перезагрузка. М. : Феникс, 2019г.