Елена Барсукова
Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов
Актуальные подходы к технологии заучивания стихов с детьми, имеющими речевые нарушения
___
Елена Барсукова
Заучивание стихов имеет важное воспитательно-образовательное и коррекционно-развивающее значение для детей, особенно имеющих общее недоразвитие речи и дизартрические нарушения. При заучивании стихов у детей развивается речевая активность, словарь, языковое чутьё, формирование эстетических представлений, грамматический компонент правильного восприятия речи. Важное значение имеет развитие психических процессов: вербальная память, произвольное внимание, мыслительные операции, словесно-образное мышление, воображение, автоматизация звукопроизношения, формирование слоговой структуры слов, развитие просодической стороны речи.
Темочки:
Процесс заучивания стихотворений не так прост, как часто кажется родителям и даже педагогам. Недостаточно только многократно прочитав ждать от ребенка запоминания, т. к. дети с речевой патологией требуют особого подхода. Необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка, структуру речевого дефекта (особенности запоминания, восприятия, включая отбор самого материала для заучивания.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет определенную специфику для логопедических детей. Важно, знакомя ребенка со стихотворным текстом, эмоционально значимое первое восприятие услышанного. Текст должен быть донесен до ребенка в среднем темпе, интонационно выразительно, соблюдая логические паузы и акценты. После чтения стихотворения идет краткая беседа по содержанию, в которой педагогу необходимо определить, понял ли ребенок смысл содержания текста, степень запоминания. Далее идет повторное чтение и пересказ детьми, т. е. точное воспроизведение порядка расстановки слов в стихотворении. Предварительно уточняются наиболее сложные для понимания слова в тексте. Также важно наглядное сопровождение (картинный материал, предметный, иллюстрации). Так выглядит традиционная методика заучивания стихов или пересказа любого текста (сказки, рассказа и т. д.).
Для заучивания стихов с логопедическими детьми имеется определенная специфика. Дети с ОНР часто имеют нарушения запоминания, восприятия, наступает быстрая утомляемость, истощаемость, постоянная отвлеченность, гиперактивность и т. д. Поэтому, кроме общей беседы по содержанию стихотворения, проводится работа, направленная на долговременное и не механическое, а осмысленное запоминание. Как этого добиться?
С такими детьми используется приём построчной работы, т. е. вопросы задаются уже не только ко всему тексту стихотворения, а к каждой строчке текста. И в каждой строке задаётся вопрос к каждому конкретному слову.
Например: «Зайку бросила хозяйка….» А. Барто
Вопросы : -Кого бросила хозяйка? -… (зайку)
-Что сделала хозяйка? - … (бросила зайку)
-Зайку бросил кто ? -… (зайку бросила хозяйка)
или: [известная загадка, используемая логопедами на автоматизацию звука (Р):
"К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот»
-Задайте вопрос к первому слову: – К кому во двор пробрался крот. ?-…
-Задайте вопрос ко 2 слову: …. – Куда пробрался крот?.
-Вопрос к 3 слову? …. – Что сделал крот? -….
-Вопрос к 4 слову? ….– К нам во двор пробрался кто? -….
***(выделив каждое слово, ребенок каждый раз произносит всю строчку. Таким образом, он вынужден многократно повторять одну и туже строчку, что и способствует формированию процесса долговременного запоминания).
Запоминанию стихов способствует не только иллюстративный материал, но и символы, таблицы, схемы. Последнее время, широкую известность получило использование мнемотаблиц, формирующие визуальный образ предмета.
Вот пример мнемодорожек на автоматизацию звуков в стихах:
Кот на кресле полежал,
Уронил на пол журнал,
Съел колбаски полкило
И лакает молоко.
Во дворе – трава,
На траве – дрова.
Дрова на траве,
Трава – во дворе.
Одним из интересных и полезных приемов является зарисовка стихотворения, которое необходимо выучить с ребенком. Часто этот прием оказывается более эффективным, чем использование, например готовой мнемотаблицы, предложенной педагогом. Когда ребенок зарисовывает собственный визуальный образ того или иного предмета, действия, это помогает ему для запоминания слов стихотворения, закрепления долговременной памяти.
Таким образом, важно включать в работу по заучиванию стихов различные приемы с учетом ведущих анализаторов у ребенка (визуальных или аудиальных). Это поможет учитывать индивидуальный подход и повысит эффективность данного вида работы с детьми.