Получи документы

Актуальные направления коррекционно-педагогической работы в ДОУ

Марина Калгушкина
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

Доклад

в рамках августовской педагогической конференции

«Актуальные направления

коррекционно-педагогической работы

по подготовке к школе детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила:

старший воспитатель

филиала «Дружба»

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Калгушкина Марина Юрьевна

2018 год

Публикация «Актуальные направления коррекционно-педагогической работы в ДОУ» размещена в разделах

Общеизвестно, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, можно отметить основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же замечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения детей с ОВЗ стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

Именно дошкольное образование дает стартовые возможности детям для дальнейшего успешного развития в школьные годы, обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ.

Главная цель, на реализацию которой направлена деятельность нашего ДОУ, включает формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.

Только при грамотной организации процесса преемственности на этапах дошкольного и начального школьного детства будет реализована единая линия развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

В своей работе педагоги детского сада делают акцент на такие подходы в обучении детей с ОВЗ, как:

- создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и обеспечивающей инициативность, самостоятельность и субъективную позицию ребёнка;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности, в том числе игровые;

- взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции;

- широкое использование психолого-педагогических методов и приёмов, развивающих психические процессы, введение в обучение элементарных задач открытого типа, предлагающих альтернативные варианты решений;

- формирование комфортного психологического климата в детском сообществе.

В настоящее время модель деятельности педагогов нашего ДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.

1. Развивающая работа с детьми.

С детьми, имеющими отклонения в развитии, проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе.

2. Диагностика.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. В апреле выявляется итоговый уровень подготовки детей к школе.

3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом.

Коррекционная логопедическая работа по исправлению нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением

II блок - Работа с родителями

Этот блок содержит три направления.

1. Психологическое просвещение родителей по подготовке ребенка к школе.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач педагогов ДОУ является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

На родительских собраниях, семинарах проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации.

Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках, разрабатываются памятки для родителей.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям носят конкретный характер, легко укладываются в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

2. Индивидуальное консультирование

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины - советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.

3. Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:

• совместные досуги, праздники;

• участие родителей в выставках;

• игры с педагогическим содержанием;

• организация мини-библиотеки.

III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.

Этот блок содержит 4 направления работы.

1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

Педагог-психологи и учителя-логопеды выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.

2. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.

3. Нетрадиционная форма организации.

К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.

4. Связь со школой.

Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.

Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.

Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.

Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.

Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.

Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно- гигиенических навыков включает в себя:

1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.

2. Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.

3. Формирование навыков одевания. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагоги применяют как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс.

4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.

5. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. в цепочку бытовых действий.

К школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Предшкольная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.

Вывод. Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.

Публикации по теме:

Организация коррекционно-педагогической помощи семьям в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ .

Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.

Приоритетные направления МБДОУ детского сада «Коррекционно-развивающая деятельность» Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых.

Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна Аннотация: статья определяет основную стратегию работы ЦССВ «МАЯК» с детьми с синдромом Дауна. Представлены результаты эмпирического исследования.

Общее родительское собрание «Основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области.

Опыт работы по теме «Развитие агроэкологического направления в ДОУ» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет нам сформировать у.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Продуктивные направления работы ДОУ для детей с ОВЗ «Продуктивные направления работы в ДОУ для детей с ОВЗ». Учитывая современные требования к образованию, каждый педагог стремится найти.

Пути коррекционно-педагогической работы по развитию навыков мелкой моторики у детей раннего возраста с ЗРР Известно, что у детей с задержкой речевого развития наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения.

Организация психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в технике песочной и сказочной терапии Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1373 Совместная деятельность воспитателей. Интеграция областей: речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные направления коррекционно-педагогической работы в ДОУ
Опубликовано: 2 января 2019 в 18:35
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальные направления коррекционно-педагогической работы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Калгушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД