Светлана Вохрамеева
Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики
Аннотация: Статья посвящена раскрытию вопроса об актуальности развития музыкальной одаренности дошкольника, а так же о противоречиях, мешающих эффективному решению данной задачи.
Публикация «Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Ключевые слова: музыкальная одаренность, потенциал, ритм, ритмопластика, развитие личности, актуальность, противоречия.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем общего образования[1].
Стержневым системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является содержание образовательного процесса в ДОУ, которое должно быть ориентировано не только на освоение ребенком определенного объема специальных знаний и умений, но, и, на развитие интегративных личностных качеств детей[4].
Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности и одаренности ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.
Одним из направлений развития личности ребенка в Федеральном государственном стандарте является художественно-эстетическое развитие, которое, помимо других видов деятельности, включает в себя музыкальный вид деятельности, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать музыку и возможность детей реализовать самостоятельную творческую активность в музыкальной сфере, в том числе через музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения – это вид деятельности, который наиболее органично развивает музыкально-ритмическую одаренность дошкольника. Особое место в данном виде деятельности занимает такое направление, как ритмопластика.
Ритмопластика – это сплав музыки и движения, позволяющий максимально раскрыть и реализовать внутренний потенциал ребенка, его творческие способности.
Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легко доступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой естественной биологической потребности детей в движении [2].
Т. Э. Тютюнникова отмечает: «Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать, «вспоминать», что музыка является биологическим наследством каждого человека. Важнейшие результаты нейропсихологических исследований подтверждают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека. Начать использовать, пока ребенок не забыл то, что ему даровано природой. Эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкального воспитания, как «Эффект Моцарта» Д. Кемпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки. Если нейропсихология исследует музыку, педагогика ищет пути гармоничного и целостного развития детей с использованием музыки. Первичная креативность, способность к творческому самовыражению важна сегодня для полноценной духовной жизни. Музыка, танец, импровизация является самыми лучшими средствами выявления собственной идентичности, они представляют собой путь открытия своего «Я» [5].
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но, впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкально-ритмического воспитания Э. Ж. Далькроз. Заслуга Э. Далькроза в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. «Ритм, - писал он, - создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств». Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Ритм можно назвать «телом» музыки. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом; это увеличивает музыкальные переживания. Подчеркивая тесную связь между движением и музыкой, Ж. Далькроз отмечал: «Подвижный ритм без музыкального сопровождения лишен самого жизненного своего элемента»[3].
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка как ритм и пластика.
Занятия ритмопластикой приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Ритмопластические упражнения помогут укрепить тело, развить мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности. Вместе с тем, в современных условиях можно отметить назревающее противоречие между наработанными ведущими учеными методами развития личности ребенка и их практической реализуемостью.
Дошкольное детство является наиболее важным, ключевым периодом, формирующим дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению.
В настоящий момент, в научной литературе наиболее полно изучена ритмика. Аспекты изучения чувства ритма представлен главным образом в музыкально-педагогических работах (Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер, 1930; Н. А. Ветлугина, 1958, 1963; И. Л. Дзержинская, 1959, 1962; А. Н. Зимина, 1964; М. Л. Палавандишвили, 1973 и др.) и небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Б. М. Теплов, 1947; Л. А. Гарбер, 1962; Г. А. Ильина, 1959, 1961; К. Мышкип, 1953).
Анализ данных работ, в которых с большей или меньшей полнотой освещены отдельные аспекты онтогенеза чувства ритма, свидетельствует, с одной стороны, об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности, с другой — о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий, особенно связанных с импровизацией и самовыражением. С точки зрения импровизационной хореографии эта тема недостаточно изучена.
Таким образом прослеживаются следующие противоречия:
- между возрастающей потребностью общества в развитии музыкальной одаренности детей дошкольного возраста и недостаточной готовности системы дошкольного образования к эффективному решению данной задачи;
- между необходимостью поиска педагогических условий развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики и традиционным ориентированием образовательного процесса в детском саду;
- между недостаточной методической разработанностью данной проблемы и потребностью детских садов в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса практики.
Необходимо создать научно обоснованное методическое обеспечение процесса развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики.
Библиографический список.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М. : ООО «Проспект». – 160с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. Галянт, И. Г. Орфей. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И. Г. Галянт. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 1996.- 99с.
3. Жак-Далькроз, Э. Ритм : его воспитательное значение для жизни и искусства / Е. Жак Далькроз, Пер. Н. Гнесиной, Э. Жак-Далькроз. — : Изд. журн. "Театр и искусство", 1913
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
5. Тютюнникова, Т. Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа? [Текст]
/ Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4. – С. 95-99