Волгушева
Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире.
«Целью всякого воспитания должно быть создание
деятельной личности в лучших идеях общественной
жизни, в идеалах истины, добра и красоты».
В. М. Бехтерев
В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки- это одно из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности. Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Публикация «Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации. К таким навыкам относятся :
• сопереживание,
• способность представить себя на месте другого человека;
• умение сочувствовать, заботиться о других людях;
• умение сдерживать свои эмоции, не допускать оскорблений собеседника или его родственников;
• умение спокойно выслушивать другое мнение, принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения.
Развитие, формирование этих навыков у дошколят происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.
В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности, навыки, целью которых являются
--развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Отсюда ставятся первостепенные задачи:
- формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях :
-устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять;
- реализовать само утверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные, умение заявить о себе, высказать своё мнение).
Пути реализации этих задач:
• создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации;
• моделирование проблемных ситуаций;
• активизация самостоятельной деятельности детей;
• использование элементов кукольного театра.
Действуя куклой, ребёнок идентифицирует себя с ней, он реализует разные способы поведения, Никаких слов он не заучивает. Каждый ребёнок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что-либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию. Ребёнок берёт на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнёрами.
Я считаю, что развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством сказок в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
И поэтому я стремлюсь к тому, чтобы помочь детям осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения.
Решая данную проблему, поставила следующие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки
2. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;
3. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;
4. Формировать у детей адекватную самооценку.
Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л. С. Выготский; А. Н. Леонтьев; А. В. Запорожец; М. И. Лисина; Д. Б. Эльконин).
Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Работая с детьми, я обозначила проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между детьми в группе во время игровой, непосредственно образовательной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации должным образом не расширяли общение детей, мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.
Я провела исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показал мне мой опыт, успешно развивать творческий потенциал и коммуникативные умения детей дошкольного возраста. Выполнение детьми творческих заданий по сюжету сказок предшествует предварительная работа. Поэтому необходимо создавать условия, которые помогли бы ребёнку раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно- творческой деятельности. В частности, с этой целью можно использовать музыкальное сопровождение. Разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, важно предусматривать, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни. В группе устраиваются «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформляются рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок». В познавательном развитии сказочные образы дают определённые сведения об окружающем мире, т. е. обладают познавательным значением с народными традициями и обычаями. Заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, можно организовать познавательную беседу. Например, пригласить в гости Деда (сказка «Снегурочка», который носит кафтан, кушак, лапти, можно наглядно познакомить детей с этими традиционными предметами народной одежды.
Можно обучать детей воспринимать сказки нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Ребёнок и сверстники», обновила предметно-развивающая среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности, что способствует обогащению игрового опыта детей.
Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения.
Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Сказочные сюжеты я использую не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.
Например, утренний приём - игры, направленные на создание эмоционально-положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).
На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить окружающих («Когда природа плачет»).
Игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Котята и щенята», «Весёлые дети», развивающие коммуникативные, двигательные навыки детей, ориентировку в пространстве.
Во вторую половину дня создаю условия для разнообразных самостоятельных игр, доверительного общения с детьми, чтения терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому, но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.
В свою работу я включаю элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.
Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности для детей дошкольного возраста. Субъективная удовлетворённость процесса занятий изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь, после окончания занятий я увидела итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменились отношения детей друг к другу: появилось сочувствие, сопереживание, навыки сотрудничества.
Параллельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую. Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания проводятся в нетрадиционной форме «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению», совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно- образовательном процессе вместе с детьми, работая по тематическим неделям. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участками проводимых конкурсов, выставок.
Используемая мною в работе с дошкольниками сказочная мотивация, сказочные сюжеты, творческие задания, различные игры дали хорошие результаты в формировании коммуникативных навыков и умений.
По итогам диагностики у «моих» детей сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Я бы хотела, чтобы «мои» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. - 4-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений. - Книголюб, 2006.
3. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - СПб. : Речь; - М. : Сфера. 2011.
4. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности. //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".-М., 2012.
5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Феникс, 2005.