Ольга Шиянова
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников в свете требований ФГОС дои ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников в свете требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Привлечение родителей к экологическому образованию дошкольников.
Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №45 город Ульяновск Шиянова Ольга Валентиновна.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Публикация «Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников в свете требований ФГОС ДОи ФОП ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Е. Евтушенко
Актуальность темы.
1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО и ФОП ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Названия акций и проектов могут быть следующие
— «Зеленый город»;
— «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
— «Братья наши меньшие»;
— «Покормите птиц зимой»;
— «Полезные ископаемые нашего края»;
— «Водоемы нашего края».
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать : --- создание проекта;
— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
— написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;
— разработку презентаций, фоторепортажей и др.
В начале работы я предлагала анкету для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
Ф. И. О.
Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задача состоит в том, что бы показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что мы хотим получить в итоге:
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
-Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
-Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
-Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
-Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
-Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
-Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
-Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
-Создание проектов (осуществление проектной деятельности) эта форма работы для меня очень интересна и на современном этапе актуальна.
Приведу пример проекта, проведенного мной вместе с родителями в экологическом воспитании дошкольников моей группы.
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность :
сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.
Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты:
посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
За годы моей педагогической деятельности совместно с детьми и родителями создано уже достаточно большое количество проектов. Темы их самые разнообразные:
— «Зеленый город»;
— «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
— «Братья наши меньшие»;
---«Вода это жизнь»
— «Покормите птиц зимой»;
— «Водоемы нашего края».
---«Бабочки - живые цветы»
Наиболее интересным и значимым для меня явился проект: Удивительный мир бумаги., с которым кратко хочу вас познакомить.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.