Приложение МААМ

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Марина Расимовна Ахмадеева
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на тему

«Актуальность проблемы речевого развития

детей дошкольного возраста»

в рамках педагогического совета

«Познавательно-речевое развитие дошкольника с использованием инновационных технологий»

Подготовила:

Ахмадеева М. Р., учитель-логопед

I квалификационной категории

Публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Цели: ознакомление сотрудников с актуальными проблемами речевого развития и создание у них мотивации к совместной деятельности по исправлению и развитию речи дошкольников.

План:

1. На примере речевых игр показать уровень владения детьми речевыми категориями.

2. Ознакомление сотрудников с результатами мониторинга речевого развития воспитанников, зачисленных в логопункт ДОУ.

3. Требования к речи педагога.

Ход выступления:

1. - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю Вам поиграть.

«Подбери словечко».

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот».

Цель: расширение словаря антонимов.

С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой.

«Незнайкины ошибки».

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.

«Похожие слова».

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

«Семейная олимпиада».

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

– На примере проигранных игр мы видим, каким должен быть уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Однако реальная ситуация несколько иная.

2. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, и мы как педагоги лицом к лицу с этой проблемой сталкиваемся каждый день. К сожалению, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается не просто стабильно высоким, он продолжает расти. По результатам мониторинга речевого развития среди детей, зачисленных в логопункт, выявлено: 64% детей имеют достаточно высокий уровень РР (80-100%, 24% – средне-высокий (70-80%, 12% – средний (50-70%, с низким уровнем (ниже 49%) детей нет. Оценивались все компоненты речевой системы : связная речь, грамматический строй, лексика, фонематический анализ и синтез, навыки словообразования и словоизменения, активный и пассивный словарь.

Сегодня трудно найти дошкольника без дефектов речи. Более того, у логопедов есть такое понятие как «чистый дефект» т. е. дефект без каких-либо сопутствующих и отягощающих нарушений, когда например, нарушено только звукопроизношение, так вот сейчас даже детей с «чистым дефектом» практически нет. Сейчас же мы наблюдаем комплексное отставание речевых компонентов. Т. е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. Фразовая речь ребенка 6-7 лет зачастую состоит из простых предложений, не всегда распространённых. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети плохо владеют обобщающими понятиями. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. В связи с этим уместно говорить об актуальности проблемы речевого развития.

Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Для развития речи ребё нка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же большую роль играет знакомство воспитанников с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

3. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

• правильность — соответствие речи языковым нормам, соблюдение правил литературного произношения.

• точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

• логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли.

• чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Недопустимо использование в речи слов- паразитов, диалектных, и жаргонных слов.

• выразительность — владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Выразительная речь педагога захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания.

• богатство — умение использовать в речи все языковые единицы. Богатый лексикон педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи.

• уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля. Речь педагога является образцом для формирования у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

• умение не только говорить, но и слышать ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 мая 2023 в 15:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Расимовна Ахмадеева (УИ 586642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД