Ольга Власова
Актуальность игровой самоорганизации семей в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
(на примере деятельности семей)
Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Кроме того что игра занимает значительную часть свободного времени ребенка, она служит средством для качественных изменений в его самосознании.
Публикация «Актуальность игровой самоорганизации семей в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Особенностями ролевых игр являются использование одних предметов в качестве заменителей других, индивидуализация собственных действий и сравнение их с действиями взрослых людей. Близкие взрослые становятся образцом для игровых поведенческих реакций ребенка. Отличие игр детей старшего дошкольного возраста от младших групп заключается в том, что теперь центром их игрового мира становится человек, общество людей, их действия и взаимоотношения между собой. Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит координирующая роль в детской игре.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали П. П. Блонский, М. И. Лисина, К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и другие; в зарубежной 3. Фрейд, Ж. Пиаже и т. д. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в социализации.
Исследования М. Г. Копытиной и Е. Е. Кравцовой показывают, что умение играть формируется у детей дошкольного возраста при включении их в реальные игровые коллективы, где ведущая роль принадлежит либо старшим детям, либо взрослому. При этом следует понимать, что невозможно научить ребенка играть, давая ему только инструкции. Взрослый должен играть вместе с детьми и в совместной игре задавать деятельность (контекст, образцы). Другими словами, обеспечить условия для развития у ребенка игровой деятельности и субъекта игровой деятельности способен только взрослый, который сам умеет играть и владеет собственной игрой.
При этом исследования М. М. Прокопьевой показали, что при измерении «бюджета времени» у родителей остается его совсем немного на организацию повседневного досуга детей. Основное время занимает работа и ведение домашнего хозяйства. При этом исследование Т. П. Фомичевой доказывает, что взрослые недооценивают значение игры детей в дошкольном возрасте, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда они считают более важным подготовку к школе. Данные фактору ведут к тому, что многие современные дети не умеют играть. Зачастую, в основе игры лежат однообразные отобразительные сюжеты, дети с трудом создают свои смыслы и удерживают правила игры (Е. Е. Кравцова, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.). Проблема заключается также и в том, что ни родители, ни дети, даже при желании провести досуг с использованием игры, не могут самоорганизоваться.
В связи с этим возникает противоречие между значимостью игровой деятельности для детей дошкольного возраста и недостаточным пониманием ее значения для личностного развития у родителей, между желанием родителей помочь ребенку развить личностные качества и неумением сорганизоваться для игровой деятельности.