Альмаутова Анастасия
Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Берладян Е. В., Альмаутова А. С
«Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника»
И. Иманцуми
В данной статье пытались рассмотреть применение активных методов в работе с педагогами для решения педагогических проблем в ходе педагогических советов. На современном этапе от педагога требуется креативность, творчество в совместной деятельности с детьми и родителями.
Публикация «Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы.
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер её содержания, особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетании. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через активные формы работы с педагогами.
Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).
Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения).
Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной деятельности различны и зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников.
Использование активных методов обучения, по мнению М. М. Бирштейн, расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего – либо, умение формулировать вопросы.
Любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции.
Центральным звеном в организации всей методической работы, является педагогический совет.
Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Современный педагогический совет является полифункциональным.
Педагогические советы подразделяются на виды:
• Установочный, или аналитико-планирующий, - проводится до начала учебного года в конце августа и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
• Тематический педсовет с промежуточными итогами посвящён одной из годовых задач педагогического коллектива;
• Итоговый, или итогово - организационный, - проводится в конце учебного года, на нём подводятся итоги года.
Педсоветы различают и по формам организации:
• Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и с принятием решений по ним;
• Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
• Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его подготовка требует написания сценария, разделение участников на команды и распределение ролей.
Метод из 7 вопросов – это каркас из семи вопросов, помогающий всесторонне описать проблему или задачу. При этом количество вопросов не столь принципиально, в различных источниках вы можете встретить, как вариации метода с меньшим количеством вопросов, так и с большим. Главное необходимо правильно описать проблему, понять задачу или ситуацию, а также подать информацию в структурированной форме.
При проведении тематического педагогического совета по развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО, мы использовали метод 7 вопросов.
Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Что такое РППС в вашем понимании?
2. Кто является участниками организации РППС?
3. Когда вам как педагогам помогает развивающая среда в работе с детьми?
4. Как и при помощи чего участники организуют РППС?
5. Зачем и для чего нужно организовывать РППС в соответствии с ФГОС?
6. Где можно создать РППС в ДОУ?
Эти вопросы помогли педагогам определить проблему организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
Одним из активных методов применяемым в методической работе является решение педагогических задач.
Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.
Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.
Решение педагогических задач помогает педагогам определить главное и существенное в той или иной проблеме.
Самым интересным способом активизации творческой активности педагогов в нашей практике был педагогический совет в форме деловой игры.
Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Деловые игры позволяют как бы "прожить" определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.
Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Следующим активным методом в методической работе является дискуссия. Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.
На педагогическом совете «Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условия ФГОС ДО» мы использовали форму коллективной работы – дискуссия. Педагогам заранее было предложено несколько теоретических определений терминов «технология», «педагогическая технология», «технология обучения», которые они должны были изучить и творчески переработать. На педсовете термины были представлены в более простой и понятной форме. Работа осуществлялась в парах, цель данной работы заключалась в обмене знаний.
Каждый педагогический совет начинается с написания «эссе» педагогами по озвученной проблеме.
Эссе - очерк, раскрывающий какие либо проблемы, на основании размышлений человека и оформленный в свободной форме.
В «Эссе» педагоги делятся своими интересными педагогическими размышлениями, наблюдениями, а начинающим педагогам правильно излагать свои мысли.
Применение активных методов в процессе методической работы ДОУ и повышения педагогической компетентности педагогов является достаточно эффективным, так как дает возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства, оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.
Библиографический список:
1. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Айрис – пресс, 2006.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : анализ, планирование, формы и методы. – М. : Сфера, 2007.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64с.