Марина Панькова
Активизация творческой и профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализацации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Источник знаний и творенья мы …»
Омар Хайм
Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки.
Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
Публикация «Активизация творческой и профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализацации ФГОС до» размещена в разделах
Характерные признаки творчества :
• новизна;
• оригинальность;
• уникальность;
• прогрессивность.
Результат педагогического творчества :
- создание оптимальных условий для развития ребенка, что обеспечивает качество образования;
- создание таких условий становится возможным, если педагог систематически осуществляет диагностику достижений детей, выделяя при этом их качественные показатели.
Коллектив нашего ДОУ находится в стадии формирования (детский сад функционирует с декабря 2014 года). Средний возраст педагогов 25 лет. В связи с этим, первоочередная задача, стоящая перед нами, является формирование благоприятного морально-психологического микроклимата в коллективе сотрудников ДОУ, создание обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Только творчески работающий коллектив способен обеспечить высокий уровень образовательного процесса с детьми, формирование творческой личности дошкольника.
Педагогическая и учебно-воспитательная деятельность является сплавом науки и искусства и поэтому всегда предполагает творчество, ориентирует на него. Общеизвестно, что педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, так что любое педагогическое решение обусловлено этими всегда нестандартными факторами. Развитие творческого потенциала предполагает участие педагога в инновационной деятельности в свете реализации ФГОС ДО (планирование, организация и разработка содержания разных видов совместной и самостоятельной деятельности).
Однако творчество педагогов не возникает и не развивается стихийно. Как и всякий труд, оно нуждается в стимулировании.
Нами был разработан план методической работы по развитию профессиональной компетентности и творческих способностей, как каждого отдельного педагога, так и коллектива в целом – «Школа молодого педагога» ( учитывались: уровни профессиональной подготовки, стаж работы, специфика работы).
Как показала система работы с нашими педагогами, наиболее эффективными оказались:
- психологические тренинги;
- деловые игры;
- мастер-классы;
- консультации (групповые, индивидуальные);
- целевые семинары;
- смотры-конкурсы;
- выставки методической литературы;
- курсовая подготовка;
- самообразование.
Особое значение при этом, приобретает индивидуальная направленность педагога, учёт личностных особенностей. Для изучения личностных характеристик использовались:
- анкетирование педагогов по теме: изучение психологического микроклимата в коллективе сотрудников ДОУ;
- анкетирование педагогов по работе с родителями;
- тестирование по темам:
1. Мотивация успеха и боязнь неудач (А. А. Реан);
2. «Ваш творческий потенциал»;
3. Выявление реальных возможностей и затруднений педагогов.
Практика показала, что вышеперечисленные формы работы позволяют получить более чёткие представления о педагогах, их личностных и профессиональных особенностях.
В результате, при наличии в целом большого количества положительных качеств, выяснилось, что у педагогов существует ряд проблем, таких как:
- неуверенность в себе, недостаточное развитие коммуникативной компетентности, стрессы.
Мероприятия проводились один раз в неделю.
Каждое занятие состоит из следующих компонентов:
1. диагностика ( анализируемые факторы: восприимчивость к нововведениям, степень и готовность к реализации потребности педагога в развитии, уровень тревожности, агрессивности, подверженность стрессам, оценка способностей и возможностей педагога коллегами; что помогло наиболее детально и безошибочно разобраться в проблемах педагогов и наметить дальнейшую коррекцию).
2. упражнение (повышение компетентности в общении; приобретение знаний, формирование умений и навыков, развитие установок, мотивации, определяющих поведение в общении)
3. рефлексию (анализ проделанной работы; личные впечатления, ощущения педагогов, эмоциональный настрой).
Выяснилось, в процессе участия в проводимых мероприятиях активно развивается наблюдательная, аналитическая и саморефлексивная способности, что позволяет педагогу проводить коррекцию содержания совместной и самостоятельной деятельности и собственной педагогической деятельности и является основой для развития собственного педагогического потенциала.
Отсюда у педагогов возникает потребность в поиске и освоении новых развивающих педагогических технологий, связанных с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку, способствующих к самораскрытию и самореализации ребёнка и собственных возможностей. Повышение профессиональной компетентности стимулирует к трансляции собственного опыта работы в разных формах, таких как:
- мастер-классы;
- семинары-практикумы;
- дни открытых дверей;
- участие в конкурсах;
- взаимопосещения;
Помимо этого:
1. Развиваются коммуникативные, творческие, организационные способности, что отражается в применении прогностического проектирования работы с детьми, оценкой и дальнейшей коррекцией, качества педагогической деятельности в целом.
2. Педагоги познают себя, свои возможности, имеют возможность увидеть себя глазами других, позитивные стороны и недостатки, раскрепоститься, снять психологические барьеры.
3. Повышается уровень социальной адаптации, формируется навык активной самостоятельной деятельности, умения принимать решения в неопределённых, нестандартных и проблемных ситуациях. Это относится и к педагогам с опытом, но особенно к начинающим педагогам.
Как показала практика, развитие творческого потенциала педагога - это кропотливая работа в условиях индивидуального и коллективного развивающего взаимодействия.