МААМ-картинки

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Наталия Моор
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

САМОАНАЛИЗ

профессиональной деятельности воспитателя

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирской области п. Краснообск

«Детский сад № 6 Золотая рыбка»

Новосибирского района

Моор Наталия Сергеевна

Я, Моор Наталия Сергеевна, в 2004 году окончила Сибирский Университет Потребительской Кооперации была присвоена квалификация «менеджер», на базе первого высшего образования я поступила в Новосибирский Государственный Педагогический Университет на профессиональную переподготовку по программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование. Дошкольное образование», получила диплом с отличием государственного образца от 20 ноября 2016 года. Общий стаж моей деятельности составляет 13 лет, из них педагогический стаж составляет 3 года. Стаж работы в детском саду «Золотая рыбка» составляет 2 года

Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах

Детский сад «Золотая рыбка», начал функционировать с октября 2015 года. Это очень современный, красивый и очень гостеприимный детский сад. В нем созданы все условия, чтобы пребывание в нем было комфортным и максимально полезным в образовании и обучении наших воспитанников.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с ФГОС по программе: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой.

Данная работа посвящена рассмотрению способов формирования речи детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО, через применение дидактических игр

В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Ведущая идея моего опыта - развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры

Актуальность.

Обучение дошкольников родному языку одна из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности.

В ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» перед воспитателем ставится задача формирования аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны и требуют активности воспитателя.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

Ведущая идея моего опыта - развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры

1. в пересказе;

3. в составлении рассказов;

2. в заучивании стихотворений;

4. формировании грамматически развитой речи.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС ДО;

-теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.

Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр на занятиях позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, применение дидактических игр в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Работая с детьми старшего возраста, я столкнулась с проблемой развития связной речи у детей. Дети испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, в умении грамматически правильно построить предложение, у детей недостаточный словарный запас.

А мне как педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Как сформировать интерес к процессу обучения и его мотивации с целью развития и коррекции речи?

Ясно одно - нельзя научить ребенка общаться, не ставя его в активную позицию. Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники и дидактические игры.

1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта:

- создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через дидактические игры

Следуя этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых и современных образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способствовать развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников

- анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников.

2. Реализация ведущей идеи опыта.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева

Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития «Будем говорить правильно» :

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;

- изготовление дидактического пособия - игры «Солнышко речистое»;

- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;

- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.

В группе имеются игры:

1. «Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.

2. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

3. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

4 «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.

5.»Что? Откуда? Почему?». Цель: учить рассказывать о предметах быта.

6. «Птичий базар». Цель: учить описанию птиц.

7. «Герои русских сказок». Цель: учить пересказывать сказки.

8. «Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

9. «Лото» и другие.

C целью развития лексико-грамматического строя речи детей, мною изготовлено дидактического пособие - игра «Солнышко речистое», которое представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг и 6 лучей – «солнышко».коробочка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка».

Цель данного пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия: обогащать словарный запас; упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они; формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных; упражнять в согласовании существительных и числительных. Способствовать развитию умения подбирать к предмету несколько слов - признаков.

Речевые игры, входящие в пособие:

1.«Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

3. «Что делает?» Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

5. «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

6. «Сколько?» Цель: упражнение в согласовании существительного и

числительного.

Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.

3. Результативный компонент опыта

Результатом моей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей старшей группы. Наблюдение проводилось в период с 5 сентября 2016 по 5 марта 2017 (Диаграмма «Диагностика речевого развития детей старшей группы 2016 -2017 уч. год»).

Результаты показали положительную динамику речевого развития детей

высокий средний низкий

05.09.2016 17% 74% 9%

05.01.2017 35% 61% 4%

(05.03.2017) 45% 55% %

Диаграмма «Диагностика речевого развития детей старшей группы

2016 -2017 уч. год»

Вывод:

Данные показатели говорят о практической целесообразности применения дидактических игр для формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

III. Заключение.

На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт до.

2. В. С. Мухина Детская психология. Москва 1999

3. О. М. Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Старшая группа авт. сост. Н. В. Лободина – изд. Волгоград:Учитель 2016

5. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М. : Просвещение, 1983. –6. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М. : Педагогика, 7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.

10. Нищеева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”, 2009.

12. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

13. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

14Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.

15. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

Речевые игры.

1.«Лето – зима», «Весна – осень»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето, снежинки (зима, подснежника (весна, желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

2. «Он, она, оно, они»

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

3.«Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает, земли (ползает, воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

4.«Большой - маленький»

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

5. «Что делает?»

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?» Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)

6.«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)

7.«Сколько?»

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

8.«Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

9. «Чей хвост?»

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных

прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.

9. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных

прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки, кубик

Ход игры: Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши ухо). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).

Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования дидактических игр

Дата Образовательная деятельность цель

Сентябрь Речевая игра «Какой?».

Рассказывание на тему «Я и моя семья» Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

учить детей рассказыванию, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи,активизировать словарь

Октябрь Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Речевая игра «Лето – зима», «Весна – осень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень»

Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Ноябрь Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Речевая игра «Приготовим сок или варенье» Учить пересказывать сказку. Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Декабрь Составление рассказа «Одежда»

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Учить описанию предметов одежды

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»

Январь Заучивание стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…».

Составление рассказа «Зима»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…»

Учить составлять рассказ, называя приметы зимы.

Февраль Составление рассказа «Мебель»

Составление рассказа «Транспорт»

Учить описанию предметов мебели

Учить описанию видов транспорта

Март Составление рассказа по мнемотаблице «Профессия»

пересказ русской народной сказки «Хаврошечка», используя метод моделирования Учить составлять рассказ о профессии

Учить пересказу сказки, опираясь на модель – схему сказки.

Апрель Составление рассказа «Весна»

Составление рассказа «Космос»

Учить составлять рассказ, называя приметы весны

Учить составлять рассказ о космосе

Май Составление рассказа «Насекомые»

Дидактическая игра «Чего не стало».

Учить составлять описательный рассказ о насекомых.

упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

Публикации по теме:

Использование педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии: 1. Технология развивающего обучения; 2. Игровые технологии в ДОУ:.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя ПОРТФОЛИО профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №12» с. Юца Алиевой Елены Дмитриевны ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Образование:.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя. В течение 2016-2017 учебного года весь воспитательно-образовательный процесс с детьми мною строился на основе «Примерной общеобразовательной.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Самоанализ педагогической деятельности воспитателя средней группы МКДОУ Архангельского детского сада ОРВ Кирюшиной Наталии Михайловны.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Структура детского исследования - экспериментирования: Постановка проблемы, которую необходимо разрешить; Целеполагание.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ «Правовое воспитание» Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Кучмистовой Ларисы Дмитриевны в старшей группе за 2016–2017 учебный год В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности Я, Шмараева Галина Александровна, 1982 года рождения, образование высшее, окончила Томский государственный архитектурно – строительный университет,.

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя Протопопова Мария Владимировна Работаю по Программе «От рождения до школы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
Опубликовано: 17 января 2018 в 16:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Моор в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД