Мелихова Ирина Валерьевна
Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра
▼ Скачать + Заказать документы
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет с помощью простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов.
В словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная.
Активный (продуктивный) словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.
Публикация «Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пассивный (рецептивный) словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз. В дошкольном возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса довольно подвижны : активный словарь увеличивается за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса.
Активизировать детский словарный запас — значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами.
Основными источниками активизации словарного запаса являются (Н. А. Седых) :
наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т. д.);
общение со взрослыми и сверстниками;
речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;
художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [37, с. 87].
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. п. В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей частью представлены имена существительные и глаголы. Меньшую часть словарного запаса составляют слова, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. «Неумение пользоваться словообразовательными способами препятствует использованию вариантов слов, поэтому дошкольникам не всегда удается подобрать однокоренные слова, а также образовать новые слова с помощью приставок или суффиксов. Часто дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению» [30, с. 513–528].
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня исследователи выделяют целый комплекс трудностей, который приводит к неправильному овладению словарным запасом :
трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
отсутствует умение сравнивать и обобщать;
недостаточная активность процесса поиска слова;
ограниченность объема словарного запаса, что затрудняет выбор нужного слова;
непонимание слов с противоположным (антонимы) и равнозначным (синонимы) значением, а также неумение использовать данные слова в своей речи.
Дошкольники с ОНР III уровня неполноценно используют имеющийся у них словарь, так как значение употребляемых ими слов большей частью не соответствует их действительному значению. Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных детям, составляет пассивный словарь, который медленно переходит в активный. Такой разрыв, в виде преобладания пассивного словарного запаса над активным, сохраняется достаточно долго. При организации логопедической работы необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. «Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].
Активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.
Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу, с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой — затронуть «мир образов» [27, с. 11].
Одним из наиболее доступных и любимых детьми дошкольного возраста видов театра является кукольный театр, представляющий собой разновидность театрального представления, в котором главные герои — куклы-марионетки, приводимые в движение кукловодами, чаще всего скрытыми ширмой от зрителей [53].
Л. В. Куцаковой [21] и С. И. Мерзляковой [21] дана классификация кукольного театра для детей дошкольного возраста, в которой выделяются:
настольный кукольный театр (основа театра — плоская картонка, кружок, магнитный настольный, конусный, готовый и самодельный театр);
стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стендовый, стенд-книжка);
театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);
напольные куклы (марионетки, конусный театр);
театр живой куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок).
Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее оптимальным является использование пальчикового театра. Это обусловлено влиянием речевого нарушения на состояние мелкой моторики дошкольников, испытывающим затруднения при правильном укладе пальцев рук, удержания их в одной позе, смене поз, последовательных движениях пальцев и т. п.
В результате проведенных исследований Н. С. Жукова [15], Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева [44] пришли к выводу, согласно которому тренировка мелкой моторики стимулирует речевую деятельность старших дошкольников с ОНР III уровня. «Пальчиковый театр способствует организации стимуляции развития речи, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений, двигательно-моторной координации, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, т. е. имеет ярко выраженный имеет психокоррекционный и психотерапевтический эффект».
По сравнению с другими видами кукольного театра, пальчиковый театр обладает рядом преимуществ (Н. А. Медова) :
способствует развитию мелкой моторики и формированию тонких дифференцированных движений пальцев рук;
доступен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поскольку не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений для участия в спектакле;
знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его в разных видах непосредственной образовательной деятельности;
в инсценировке пальчикового театра ребенок может показать сразу несколько персонажей, т. к. фигурки-персонажи могут быть надеты на все пять пальцев;
куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат;
существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности дошкольников (О. Акулова [1], Н. А. Медова [28], Э. Г. Чурилова [46], И. Н. Шевченко [47], А. В. Щеткин [48]).
Атрибуты, необходимые для инсценировки, ребенок надевает на пальцы и действует за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу действия ребенок двигает одним, несколькими или всеми пальцами, проговаривая необходимый текст. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке пальцев (2–3 минуты, которая может быть проведена в форме пальчиковой игры или пальчиковой гимнастики.
Используются некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. Ребенок учится управлять куклой как левой, так и правой рукой, при этом педагог внимательно следит за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Разминку начинать нужно с простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности. «Для пальчикового театра отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность представления составляет около 5–7 минут. В качестве текстов для пьес используются знакомые и любимые народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов» [48,с. 15]. Этюды позволяют подготовить ребенка с ОНР III уровня к будущему пальчиковому театру, знакомят детей с игрушками и особенностями манипулирования и управлениями пальчиковыми куклами. В ходе этюдов распределяются роли, читается текст будущего спектакля, разучиваются основные движения. Важным приемом работы на подготовительном этапе является использование художественного слова (чтение сказок). Второй этап работы по организации пальчикового театра — основной : ознакомление ребенка с содержанием сказки:
- эмоциональное прочтение сказки;
уточнение понимания прочитанного: беседа;
обсуждение характера, внешнего вида героев;
обсуждение сюжета;
подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой;
совместное составление пересказа с использованием пальчикового театра.
В работе над сказками в пальчиковом театре используются :
1. Индивидуальные игры с ребенком с ОНР III уровня. Если не получаются какие-либо элементы пальчикового театра, с ребенком необходимо уточнить последовательность движений, положение пальцев, сопровождение текста.
2. Подгрупповые игры, на которых целесообразно разучивать с детьми новые постановки пальчикового театра, распределять роли, отрабатывать движения героя в соответствии с репликой.
3. Групповые игры с детьми с ОНР III уровня используются на этапе закрепления разученных пальчиковых постановок.
Инсценировка пальчикового театра : самостоятельное составление пересказа ребенком с ОНР III уровня без использования пальчикового театра. На начальном этапе работы у ребенка с ОНР III уровня наблюдаются значительные трудности в выполнении предложенных игр и заданий, отмечаются множество допускаемых ошибок, сложности в манипулировании пальчиковыми куклами, поэтому необходимо полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны педагога.
Примеры пальчиковых кукол, которые используются в работе.
Деревянные наперсточные пальчиковые куклы по-разному расписаны, могут быть применимы к разным сказкам. Героев можно комбинировать и, собрав достаточную коллекцию, отыграть десятки разных сказок. Ко всему прочему, такие пальчиковые куклы способны сами устойчиво стоять на столе или полочке. Так что мини-театр может быть в последствии уже не обязательно пальчиковым. Инсценировки пальчикового театра создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, дети чувствуют более себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью пальчикового театра вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с героями пальчикового театра позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.
Литература:
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005.- № 4. — С. 34–36.
2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — Москва: Академия, 2000. — 400 с.
3. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А. Антипина. — Москва: ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.