МААМ-картинки

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра

Мелихова Ирина Валерьевна
Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра
▼ Скачать + Заказать документы

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет с помощью простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов.

В словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная.

Активный (продуктивный) словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Публикация «Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра» размещена в разделах

Пассивный (рецептивный) словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз. В дошкольном возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса довольно подвижны : активный словарь увеличивается за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса.

Активизировать детский словарный запас — значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами.

Основными источниками активизации словарного запаса являются (Н. А. Седых) :

наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т. д.);

общение со взрослыми и сверстниками;

речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;

художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [37, с. 87].

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. п. В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей частью представлены имена существительные и глаголы. Меньшую часть словарного запаса составляют слова, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. «Неумение пользоваться словообразовательными способами препятствует использованию вариантов слов, поэтому дошкольникам не всегда удается подобрать однокоренные слова, а также образовать новые слова с помощью приставок или суффиксов. Часто дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению» [30, с. 513–528].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня исследователи выделяют целый комплекс трудностей, который приводит к неправильному овладению словарным запасом :

трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

отсутствует умение сравнивать и обобщать;

недостаточная активность процесса поиска слова;

ограниченность объема словарного запаса, что затрудняет выбор нужного слова;

непонимание слов с противоположным (антонимы) и равнозначным (синонимы) значением, а также неумение использовать данные слова в своей речи.

Дошкольники с ОНР III уровня неполноценно используют имеющийся у них словарь, так как значение употребляемых ими слов большей частью не соответствует их действительному значению. Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных детям, составляет пассивный словарь, который медленно переходит в активный. Такой разрыв, в виде преобладания пассивного словарного запаса над активным, сохраняется достаточно долго. При организации логопедической работы необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. «Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].

Активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу, с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой — затронуть «мир образов» [27, с. 11].

Одним из наиболее доступных и любимых детьми дошкольного возраста видов театра является кукольный театр, представляющий собой разновидность театрального представления, в котором главные герои — куклы-марионетки, приводимые в движение кукловодами, чаще всего скрытыми ширмой от зрителей [53].

Л. В. Куцаковой [21] и С. И. Мерзляковой [21] дана классификация кукольного театра для детей дошкольного возраста, в которой выделяются:

настольный кукольный театр (основа театра — плоская картонка, кружок, магнитный настольный, конусный, готовый и самодельный театр);

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

напольные куклы (марионетки, конусный театр);

театр живой куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок).

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее оптимальным является использование пальчикового театра. Это обусловлено влиянием речевого нарушения на состояние мелкой моторики дошкольников, испытывающим затруднения при правильном укладе пальцев рук, удержания их в одной позе, смене поз, последовательных движениях пальцев и т. п.

В результате проведенных исследований Н. С. Жукова [15], Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева [44] пришли к выводу, согласно которому тренировка мелкой моторики стимулирует речевую деятельность старших дошкольников с ОНР III уровня. «Пальчиковый театр способствует организации стимуляции развития речи, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений, двигательно-моторной координации, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, т. е. имеет ярко выраженный имеет психокоррекционный и психотерапевтический эффект».

По сравнению с другими видами кукольного театра, пальчиковый театр обладает рядом преимуществ (Н. А. Медова) :

способствует развитию мелкой моторики и формированию тонких дифференцированных движений пальцев рук;

доступен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поскольку не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений для участия в спектакле;

знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его в разных видах непосредственной образовательной деятельности;

в инсценировке пальчикового театра ребенок может показать сразу несколько персонажей, т. к. фигурки-персонажи могут быть надеты на все пять пальцев;

куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат;

существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности дошкольников (О. Акулова [1], Н. А. Медова [28], Э. Г. Чурилова [46], И. Н. Шевченко [47], А. В. Щеткин [48]).

Атрибуты, необходимые для инсценировки, ребенок надевает на пальцы и действует за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу действия ребенок двигает одним, несколькими или всеми пальцами, проговаривая необходимый текст. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке пальцев (2–3 минуты, которая может быть проведена в форме пальчиковой игры или пальчиковой гимнастики.

Используются некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. Ребенок учится управлять куклой как левой, так и правой рукой, при этом педагог внимательно следит за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Разминку начинать нужно с простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности. «Для пальчикового театра отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность представления составляет около 5–7 минут. В качестве текстов для пьес используются знакомые и любимые народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов» [48,с. 15]. Этюды позволяют подготовить ребенка с ОНР III уровня к будущему пальчиковому театру, знакомят детей с игрушками и особенностями манипулирования и управлениями пальчиковыми куклами. В ходе этюдов распределяются роли, читается текст будущего спектакля, разучиваются основные движения. Важным приемом работы на подготовительном этапе является использование художественного слова (чтение сказок). Второй этап работы по организации пальчикового театра — основной : ознакомление ребенка с содержанием сказки:

- эмоциональное прочтение сказки;

уточнение понимания прочитанного: беседа;

обсуждение характера, внешнего вида героев;

обсуждение сюжета;

подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой;

совместное составление пересказа с использованием пальчикового театра.

В работе над сказками в пальчиковом театре используются :

1. Индивидуальные игры с ребенком с ОНР III уровня. Если не получаются какие-либо элементы пальчикового театра, с ребенком необходимо уточнить последовательность движений, положение пальцев, сопровождение текста.

2. Подгрупповые игры, на которых целесообразно разучивать с детьми новые постановки пальчикового театра, распределять роли, отрабатывать движения героя в соответствии с репликой.

3. Групповые игры с детьми с ОНР III уровня используются на этапе закрепления разученных пальчиковых постановок.

Инсценировка пальчикового театра : самостоятельное составление пересказа ребенком с ОНР III уровня без использования пальчикового театра. На начальном этапе работы у ребенка с ОНР III уровня наблюдаются значительные трудности в выполнении предложенных игр и заданий, отмечаются множество допускаемых ошибок, сложности в манипулировании пальчиковыми куклами, поэтому необходимо полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны педагога.

Примеры пальчиковых кукол, которые используются в работе.

Деревянные наперсточные пальчиковые куклы по-разному расписаны, могут быть применимы к разным сказкам. Героев можно комбинировать и, собрав достаточную коллекцию, отыграть десятки разных сказок. Ко всему прочему, такие пальчиковые куклы способны сами устойчиво стоять на столе или полочке. Так что мини-театр может быть в последствии уже не обязательно пальчиковым. Инсценировки пальчикового театра создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, дети чувствуют более себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью пальчикового театра вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с героями пальчикового театра позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.

Литература:

1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005.- № 4. — С. 34–36.

2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — Москва: Академия, 2000. — 400 с.

3. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А. Антипина. — Москва: ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью различных игр и упражнений» Речь - величайшее богатство, данное человеку и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.   Богатая и.

Формирование словарного запаса у детей 5–6 лет с помощью различных игр и упражнений Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание.

Игры для расширения словарного запаса ребенка ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди,.

Консультация «О важности развития словарного запаса дошкольников» Ни для кого не секрет, что полноценно развивая речь дошкольника, можно добиться хороших результатов в развитии интеллекта ребёнка. Давно.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.

План по самообразованию «Расширение словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений» План по самообразованию «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» на 2018-2019 учебный год Воспитатель:.

Игры для расширения словарного запаса ребенкаИгры для расширения словарного запаса ребенка Часто родители и педагоги наших детей отмечают бедность и нарушение формирования их лексического запаса, что проявляется в трудности поиска.

Игры с ребенком для расширения словарного запаса Чтобы речь вашего ребенка была красивой и грамотной,необходимо с малых лет заниматься расширением его словарного запаса. До школы важно.

Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра. Дошкольный возраст – это период активного развития.

Использование игровых технологий в социально — коммуникативном и речевом развитии дошкольников с помощью пальчикового театра Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 19:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра» (включая файлы) размещена пользователем Мелихова Ирина Валерьевна (УИ 2122469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД