Юлия Маришкина
Активизация словаря детей в процессе чтения программных произведений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мною изучено содержание «Программы воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., по разделу «художественная литература».
Особое место в разделе программы занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Публикация «Активизация словаря детей в процессе чтения программных произведений в старшей группе» размещена в разделах
В старшей группе детского сада, согласно программе, предлагается множество книг для художественного чтения.
Это произведения русского фольклора («Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сивка-Бурка», «Хаврошечка», «Докучные сказки» и пр.); произведения фольклора народов мира («Как братья отцовский клад нашли», «Лесная дева», «Чудесные истории про зайца по имени Лек», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и пр.); поэтические произведения (В. Брюсов. «Колыбельная»; С. Городецкий. «Котенок»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; Н. Некрасов. «Зеленый шум»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»; С. Черный. «Волк»; Я. Аким. «Жадина»; А. арто. «Веревочка» и пр.); проза для детей (Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка»; С. Черный. «Кот на велосипеде»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»; Н. Носов. «Живая шляпа»; К. Паустовский. «Кот-ворюга»; Г. Снегирев. «Отважный пингвиненок» и пр.); литературные сказки (А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; В. Бианки. «Сова»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); В. Катаев. «Цветик-семицветик» и пр.).
Обогащению словарного запаса детей, формированию лексической правильности речи, как уже отмечено, способствует чтение художественной литературы. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. Как утверждают методисты (А. М. Бородич, А. И. Гриценко и др., в программном содержании наряду с воспитательными задачами целесообразно также определять и объем, и характер работы над словом. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.
В ходе разнообразной работы со словом в целях развития словаря, уточнения значения слов могут быть использованы различные методические приемы.
Одним из основных приемов является акцентирование внимания педагога на новых словах (или словах, разъяснение значения которых для детей важно на данном этапе). Педагог интонационно и с помощью пауз в речи, мимики выделяет данное слово, спрашивает детей о его значении, подчеркивает правильные ответы, дополняет их.
Одним из наиболее простых приемов, способствующих осмыслению и пониманию значения слов, является объяснение педагога. Используя этот прием, воспитатель в словах и выражениях, доступных и понятных ребенку, раскрывает значение слова. В этом отношении важно сделать объяснение максимально наглядным: если есть возможность, предоставить детям изображения (рисунки, фото и пр., помогающие в осмыслении значения.
Например, слово «пшеница» (сказка «Сивка-бурка»). Педагог перед прочтением сказки спрашивает у детей о значении слова (возможно, некоторым детям оно знакомо, далее поправляет, дополняет ответы детей, еще раз разъясняет значение слова, показывает изображение пшеницы в колосьях, рассказывает, что из нее делают муку и пекут хлеб.
При прочтении художественного произведения педагогом может использоваться прием лексического анализа слов (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле. При этом важно следить, чтобы дети точно поняли значение нового слова.
Например, в сказке Т. Александровой «Домовенок Кузька» уточняется значение слова «поднос». Педагог предлагает детям поразмышлять, как произошло слово поднос, на какое известное детям слово он похоже (поднести). Так дети приходят к осмыслению значения слова «поднос» через его происхождение (поднести, подносить) и пр.
Немаловажный прием в формировании словаря и уточнении значений слов - проговаривание слов детьми и составление словосочетаний с новыми словами. Он способствует не только усвоению значений слов, но и вводит слово в словарный запас : несколько раз повторенное вместе с педагогом, произнесенное самостоятельно слово постепенно становится частью словаря ребенка.
Также выделяется прием - употребление слов в разном контексте, разных речевых ситуациях (он способствует уточнению значений слов). В беседах, тематически содержащих новые для ребенка слова или слова, значение которых не до конца ясно ребенку, педагог таким образом организует речевую ситуацию, чтобы данное слово максимально раскрыло лексическое значение.