Елена Дмитриева
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Поэтому необходимо больше внимания уделять именно развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Публикация «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» размещена в разделах
За время работы с детьми данной группы заметила, что дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей: словарному запасу, выразительности речи, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова, по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка.
Исходя из выше сказанного, наметила задачи словарной работы :
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Освоение ребёнком социально закрепленного содержания слов :
а) овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей;
б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3. Самостоятельно строить связное высказывание.
Активизация словаря – это не только знание слов, но и введение их в практику общения.
В дальнейшем встал вопрос, каким образом лучше, понятней, интересней проводить работу с детьми.
Привлекая детей и родителей, стала пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду:
- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки;
- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;
- иллюстрации: предметные и сюжетные картинки.
Работа начинается с утреннего приема детей в группу. Во время приема обращаю внимание, какое настроение у детей, используя словесные
эмоциональные игры «Солнышко», «Улыбнись», «Кто у нас хороший». Обязательным в нашей группе является соблюдение традиции «Утро радостных встреч». Дети после выходного дня делятся своими яркими впечатлениями (чем занимались, что читали им родители, где были и т. д.)
У нас в группе есть «Чудесный мешочек». Это самая любимая игра детей. Подбираю предметы: игрушки, инструменты, посуда, овощи, фрукты, дикие и домашние животные и т. д. Дети на ощупь определяют предмет, достают и описывают его характерные признаки. Каждый ребенок с удовольствием принимает участие в игре.
В целях ознакомления с окружающим с детьми рассматриваем различные картины и иллюстрации. Картина - ценный материал для развития речи. Детям показываю как предметные, так и сюжетные картинки. Рассматривая предметные картинки, расширяю активный словарь детей, учу видеть, показывать и называть детали изображенного предмета (например, у птички голова, глаза, хвост, клюв и крылья; у машины кабина, кузов, колеса, фары). Предлагая детям сюжетную картинку, учу их понимать сюжет, развиваю умение слушать меня, составлять коротенький рассказ. Для самостоятельного рассматривания дети используют тематические наборы картинок: животные и детеныши, средства передвижения, овощи, фрукты, ягоды, альбомы «Времена года» и др. Во время рассматривания дети беседуют между собой, рассказывают друг другу об увиденном.
В своей работе использую и загадки. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Начинаем работу с рассматривания предметов, выделения характерных особенностей. Предметы выставляю на стол и загадываю загадки. Дети вместе со мной повторяют понравившуюся загадку. В этой игре предметы, которые описываем, представлены наглядно для всех. Следующие задания брала уже с усложнением. В такой игре, как «Почтальон принёс посылку», ребёнок получает свой предмет и описывает его, не показывая и не называя его. Предмет показывается всем лишь после отгадки. Для детей это трудно, но с помощью наводящих вопросов с заданием справляются.
Во время одевания на прогулку активизирую и закрепляю названия одежды, побуждаю детей к диалогу. Прежде всего в беседу вовлекаю малоактивных детей с плохой речью : «Что у тебя в руках? А какая у тебя шапка? Кто ее тебе связал?» Услышав наш разговор, другие дети тоже
начинали рассматривать свои шапки. Раздавались высказывания. Выслушав всех, я обобщила: у детей разные шапки — красные и синие, вязаные и меховые. А затем снова задавала вопросы: «Что надеваем сначала, что потом? Что можно надевать на голову? Какую обувь? Какая бывает обувь (одежда) и т. д. Подвожу детей к понятию, что все названные слова - это обобщающие слова, которые можно объединить в одну группу. Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие и обозначить это словами. В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно вводят их в свою речь.
Продолжаю работу по активизации словаря детей во время наблюдений на прогулках. Наблюдая за погодой, задаю следующие вопросы: «О чем можно сказать дождливая? А какая еще может быть погода? Какой сегодня день? Какое небо? Какие бывают тучи? Ветер? Какой наряд на деревьях? Какие листья лежат на земле? Что делают ветер, дождь?» и т. д. Во время прогулок, игр, наблюдений учу детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют. Предлагаю подставить солнышку руки, лицо, а затем спрашиваю: «Какое сегодня солнышко? (Хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, весёлое и др.)». Стараюсь побуждать детей находить слова и выражения для обозначения увиденного, спрашиваю: «На что это похоже? С чем можно сравнить? Какими ещё словами можно сказать об этом?» Наблюдая за состоянием погоды ввожу в активный словарь детей наречия и ежедневно активизирую их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).
Игра становится интересней, когда я наравне с детьми отвечаю, называю или описываю находящиеся вокруг предметы. Игры раз за разом усложняю. Например: «Что бывает круглым?» (длинным, квадратным и т. д.).
В активизации речевой деятельности детей огромную роль играют театрализованные игры. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Театрализация сказок очень увлекает их. Сначала я сама показываю детям сказки, используя различные виды театра: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, кукольный. После каждого показа сказки мы беседуем с детьми, обсуждаем сказку для того, чтобы дети усвоили ее содержание. В ходе беседы по сказке «Колобок», уточняю представления детей о зайце, медведе, лисе, закрепляю в речи названия животных, тем самым расширяю активный словарь (круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый, неуклюжий и т. д.) Стараюсь вызвать эмоциональное положительное отношение к героям. После неоднократного показа, бесед, предлагаю детям совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием. Учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами. Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Теремок», «Заюшкина избушка»).
Во время наблюдения за работой младшего воспитателя я называю детям слова, которые обозначают различные действия: моет, промывает, чистит, вытирает, убирает, стирает пыль. Раньше все эти действия дети называли одним словом - «моет». Я объяснила, что младший воспитатель не только моет кастрюлю, но и чистит ее порошком. Предлагаю повторить слово «чистит». Когда она вытирает пыль, уточняю: младший воспитатель не моет, а протирает подоконники влажной тряпкой. Объяснила, что значит мыть, протирать. Важно, чтобы дети отличали слова, обозначающие действия «моет» и «протирает».
Для закрепления некоторых слов использую трудовые поручения, предлагаю оказать помощь младшему воспитателю. Например, говорю: «Давайте поможем няне протереть пыль с мебели или помыть стульчики, почистить кухонную посуду в игровом уголке». Дети живо откликаются на такие просьбы. В процессе работы я уточняю у детей слова, обозначающие их действия. В своих играх дети стали употреблять слова, которые они слышали во время наблюдения за работой няни, при выполнении трудовых поручений.
Дети часто не различают понятия «соленый — горький», «длинная — короткая», «сырой — вареный» и др. Для того чтобы уточнить эти понятия и ввести их в активный словарь, использую дидактические игры. Напри-мер, на занятии, рассматривая и называя овощи, учимся различать их на ощупь, на вкус, сопровождая действия словами : «сырой», «вареный», «соленый», «горький», «кислый», «сладкий», «длинный», «круглый». Затем в игре «Чудесный мешочек» ощупываем их, определяем величину, форму: морковь - длинная, помидор - круглый, картофель - круглый, огурец - длинный. После этого определяли на вкус: сырые или вареные овощи. Таким образом, дети упражняются в различении и назывании качеств овощей.
Огромную роль в активизации словаря детей играет образный и живой язык литературных произведений. Например, читаем сказку «Жихарка». Чтобы помочь детям понять новые слова и запомнить их, объясняю, что маленький да удаленький - находчивый, сообразительный, смелый,
понятливый. Иногда объясняю новые слова заранее, до чтения произведения. Так, прежде чем познакомить детей со сказкой «Зимовье», разбираем трудные слова и выражения : «зимовье», «щепу драть», «мох». Затем показываю иллюстрации с изображением всех этих предметов, а потом читаю.
Любят дети дидактические игры. Часто провожу такие игры, как «Назови
меня», «У кого какая мама?», «К чему относится этот предмет?», «Собери кукольный сервиз», «В саду - на огороде», «Какой, какая, какие?», «Кто что делает?» и многие другие, главная цель которых - активизация словаря.
Таким образом, активизация словаря осуществляется в разных видах деятельности. Находясь в постоянном общении с воспитателем словарь ребёнка постоянно пополняется новыми словами и фразами, т. е. становится богаче.