Елена Дмитриева
Активизация словаря детей младшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Поэтому необходимо больше внимания уделять именно развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Темочки:
За время работы с детьми данной группы заметила, что дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей: словарному запасу, выразительности речи, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова, по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка.
Исходя из выше сказанного, наметила задачи словарной работы :
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Освоение ребёнком социально закрепленного содержания слов :
а) овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей;
б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3. Самостоятельно строить связное высказывание.
Активизация словаря – это не только знание слов, но и введение их в практику общения.
В дальнейшем встал вопрос, каким образом лучше, понятней, интересней проводить работу с детьми.
Привлекая детей и родителей, стала пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду:
- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки;
- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;
- иллюстрации: предметные и сюжетные картинки.
Работа начинается с утреннего приема детей в группу. Во время приема обращаю внимание, какое настроение у детей, используя словесные
эмоциональные игры «Солнышко», «Улыбнись», «Кто у нас хороший». Обязательным в нашей группе является соблюдение традиции «Утро радостных встреч». Дети после выходного дня делятся своими яркими впечатлениями (чем занимались, что читали им родители, где были и т. д.)
У нас в группе есть «Чудесный мешочек». Это самая любимая игра детей. Подбираю предметы: игрушки, инструменты, посуда, овощи, фрукты, дикие и домашние животные и т. д. Дети на ощупь определяют предмет, достают и описывают его характерные признаки. Каждый ребенок с удовольствием принимает участие в игре.
В целях ознакомления с окружающим с детьми рассматриваем различные картины и иллюстрации. Картина - ценный материал для развития речи. Детям показываю как предметные, так и сюжетные картинки. Рассматривая предметные картинки, расширяю активный словарь детей, учу видеть, показывать и называть детали изображенного предмета (например, у птички голова, глаза, хвост, клюв и крылья; у машины кабина, кузов, колеса, фары). Предлагая детям сюжетную картинку, учу их понимать сюжет, развиваю умение слушать меня, составлять коротенький рассказ. Для самостоятельного рассматривания дети используют тематические наборы картинок: животные и детеныши, средства передвижения, овощи, фрукты, ягоды, альбомы «Времена года» и др. Во время рассматривания дети беседуют между собой, рассказывают друг другу об увиденном.
В своей работе использую и загадки. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Начинаем работу с рассматривания предметов, выделения характерных особенностей. Предметы выставляю на стол и загадываю загадки. Дети вместе со мной повторяют понравившуюся загадку. В этой игре предметы, которые описываем, представлены наглядно для всех. Следующие задания брала уже с усложнением. В такой игре, как «Почтальон принёс посылку», ребёнок получает свой предмет и описывает его, не показывая и не называя его. Предмет показывается всем лишь после отгадки. Для детей это трудно, но с помощью наводящих вопросов с заданием справляются.
Во время одевания на прогулку активизирую и закрепляю названия одежды, побуждаю детей к диалогу. Прежде всего в беседу вовлекаю малоактивных детей с плохой речью : «Что у тебя в руках? А какая у тебя шапка? Кто ее тебе связал?» Услышав наш разговор, другие дети тоже
начинали рассматривать свои шапки. Раздавались высказывания. Выслушав всех, я обобщила: у детей разные шапки — красные и синие, вязаные и меховые. А затем снова задавала вопросы: «Что надеваем сначала, что потом? Что можно надевать на голову? Какую обувь? Какая бывает обувь (одежда) и т. д. Подвожу детей к понятию, что все названные слова - это обобщающие слова, которые можно объединить в одну группу. Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие и обозначить это словами. В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно вводят их в свою речь.
Продолжаю работу по активизации словаря детей во время наблюдений на прогулках. Наблюдая за погодой, задаю следующие вопросы: «О чем можно сказать дождливая? А какая еще может быть погода? Какой сегодня день? Какое небо? Какие бывают тучи? Ветер? Какой наряд на деревьях? Какие листья лежат на земле? Что делают ветер, дождь?» и т. д. Во время прогулок, игр, наблюдений учу детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют. Предлагаю подставить солнышку руки, лицо, а затем спрашиваю: «Какое сегодня солнышко? (Хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, весёлое и др.)». Стараюсь побуждать детей находить слова и выражения для обозначения увиденного, спрашиваю: «На что это похоже? С чем можно сравнить? Какими ещё словами можно сказать об этом?» Наблюдая за состоянием погоды ввожу в активный словарь детей наречия и ежедневно активизирую их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).
Игра становится интересней, когда я наравне с детьми отвечаю, называю или описываю находящиеся вокруг предметы. Игры раз за разом усложняю. Например: «Что бывает круглым?» (длинным, квадратным и т. д.).
В активизации речевой деятельности детей огромную роль играют театрализованные игры. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Театрализация сказок очень увлекает их. Сначала я сама показываю детям сказки, используя различные виды театра: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, кукольный. После каждого показа сказки мы беседуем с детьми, обсуждаем сказку для того, чтобы дети усвоили ее содержание. В ходе беседы по сказке «Колобок», уточняю представления детей о зайце, медведе, лисе, закрепляю в речи названия животных, тем самым расширяю активный словарь (круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый, неуклюжий и т. д.) Стараюсь вызвать эмоциональное положительное отношение к героям. После неоднократного показа, бесед, предлагаю детям совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием. Учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами. Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Теремок», «Заюшкина избушка»).
Во время наблюдения за работой младшего воспитателя я называю детям слова, которые обозначают различные действия: моет, промывает, чистит, вытирает, убирает, стирает пыль. Раньше все эти действия дети называли одним словом - «моет». Я объяснила, что младший воспитатель не только моет кастрюлю, но и чистит ее порошком. Предлагаю повторить слово «чистит». Когда она вытирает пыль, уточняю: младший воспитатель не моет, а протирает подоконники влажной тряпкой. Объяснила, что значит мыть, протирать. Важно, чтобы дети отличали слова, обозначающие действия «моет» и «протирает».
Для закрепления некоторых слов использую трудовые поручения, предлагаю оказать помощь младшему воспитателю. Например, говорю: «Давайте поможем няне протереть пыль с мебели или помыть стульчики, почистить кухонную посуду в игровом уголке». Дети живо откликаются на такие просьбы. В процессе работы я уточняю у детей слова, обозначающие их действия. В своих играх дети стали употреблять слова, которые они слышали во время наблюдения за работой няни, при выполнении трудовых поручений.
Дети часто не различают понятия «соленый — горький», «длинная — короткая», «сырой — вареный» и др. Для того чтобы уточнить эти понятия и ввести их в активный словарь, использую дидактические игры. Напри-мер, на занятии, рассматривая и называя овощи, учимся различать их на ощупь, на вкус, сопровождая действия словами : «сырой», «вареный», «соленый», «горький», «кислый», «сладкий», «длинный», «круглый». Затем в игре «Чудесный мешочек» ощупываем их, определяем величину, форму: морковь - длинная, помидор - круглый, картофель - круглый, огурец - длинный. После этого определяли на вкус: сырые или вареные овощи. Таким образом, дети упражняются в различении и назывании качеств овощей.
Огромную роль в активизации словаря детей играет образный и живой язык литературных произведений. Например, читаем сказку «Жихарка». Чтобы помочь детям понять новые слова и запомнить их, объясняю, что маленький да удаленький - находчивый, сообразительный, смелый,
понятливый. Иногда объясняю новые слова заранее, до чтения произведения. Так, прежде чем познакомить детей со сказкой «Зимовье», разбираем трудные слова и выражения : «зимовье», «щепу драть», «мох». Затем показываю иллюстрации с изображением всех этих предметов, а потом читаю.
Любят дети дидактические игры. Часто провожу такие игры, как «Назови
меня», «У кого какая мама?», «К чему относится этот предмет?», «Собери кукольный сервиз», «В саду - на огороде», «Какой, какая, какие?», «Кто что делает?» и многие другие, главная цель которых - активизация словаря.
Таким образом, активизация словаря осуществляется в разных видах деятельности. Находясь в постоянном общении с воспитателем словарь ребёнка постоянно пополняется новыми словами и фразами, т. е. становится богаче.