Эльвира Польянова
Активизация речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация речи детей раннего возраста.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Как часто сейчас я стала слышать фразу:«дети не умеют говорить», или «ребёнок такой большой, а говорить не умеет». С чем это связано? Я не случайно начала статью с этой цитаты. Не знаю чьи это слова, но сказано довольно точно. Почему наши дети и внуки стали хуже говорить? Или начинают разговаривать очень поздно, с трудом выговаривают многие звуки, не говоря о том, что слова произносить детям ещё труднее, а нам трудно понять, что хочет сказать нам ребёнок.
Темочки:
Дело в том, что сейчас родители очень мало времени уделяют общению с ребёнком, не читают сказок, не заучивают стихотворения, потешки, не интересуются, чем занимался ребёнок в детском саду. У родителей одна отговорка- нет времени. Сунут детям какой-нибудь гаджет и всё, ребёнок вроде бы как при деле и никому не мешает. Но что хорошего может дать это ребёнку. Да, может быть он будет выражать свои эмоции- грустить или смеяться, но ведь ребёнок не сможет поговорить с техникой! Всем детям нужно живое общение!
Может быть по этому сейчас так возросла потребность в детских садах, может быть родители понимают хотя бы то, что ребёнка научат общаться, разговаривать и т. д. Но ведь воспитатели не всегда могут уделить внимание каждому ребёнку. Группы сейчас большие. И очень сложно охватить всех детей. Помимо занятий, воспитатели проводят индивидуальную работу либо с подгруппой детей, либо с одним ребёнком.
Я очень люблю работать с детьми раннего возраста. Они приходят в детский сад, практически ничего не умея делать. Постепенно, день за днём, они приобретают необходимые навыки, проявляют интерес к занятиям, проводимым в группе. Но самым радостным моментом во всей работе является первые слова, которые малыш начинает произносить, благодаря тому, что с ним постоянно беседуют, рассказывают сказки, рассматривают картинки, и многое- многое другое. Этому радуются и родители. Но иногда обидно слышать такие слова – «лучше бы ты молчал». Маленькие дети задают много вопросов и ждут на них ответы. А что делают в это время родители?_ либо разговаривают по телефону, либо в «игры» играют.
Расскажу такой случай. Ко мне в группу пришёл ребёнок, которому было 2 года и 10 месяцев. Он говорил только первые слоги. И очень часто я не могла понять, что же пытается сказать этот малыш. Но однажды я сказала ребёнку о том, что раз ты произносишь разные слоги, то можешь соединить их в слова. Всё это я объяснила понятным для малыша языком и привела примеры. Ребёнку эта игра понравилась и через какое –то время малыш стал разговаривать. Мама была очень довольна тем, что её сын заговорил. А меня мучал вопрос- почему они в семье не догадались сами, как переучить ребёнка!
Маленьким детям нужны взрослые, которые научат говорить так, чтобы их понимали. Они вырастут… Начнут общаться со сверстниками. Но как они будут общаться- это зависит от нас, от взрослых. Насколько разнообразной будет наша речь, насколько яркими будут наши выражения –настолько выразительной будет речь наших воспитанников, детей и внуков.
Свою статью я хочу закончить словами К. Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».