марина
Активизация познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Способ четвертый. Одним из способов активизации познавательной деятельности является и использование ИКТ.
Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса.
№ Этап урока Средства ИКТ
1. Проверка домашнего задания презентация-контроль, презентация -тест с анимацией, презентация-модель, презентация-тест с гиперссылками (PowerPoint); кроссворды (Excel); конспект Pages, Keynote, Nearpod; совместная работа Online-сервис CrocoDoc
2. Объяснение нового материала презентация-лекция видеофрагменты фильмов; слайд-шоу,инфографика; коллаж (PhotoShop);
Публикация «Активизация познавательной активности» размещена в разделах
видеоклип(Movie Maker) диаграммы (Excel); демонстрационный ролик, ребусы, изображение схемы (Excel); таблицы (Word)
3. Закрепление и систематизация знаний презентация-задание мобильный класс, работа в группе, иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint); совместная работа Online-сервис Conceptboard, Scrumblr.com;
задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint); Интернет-ресуры (энциклопедии, ВКонтакте); обобщение SimpleMindFree, Inspiration; мобильные приложения «Словарь Даля», «Фоксфорд. Учебник», «Грамота. ru», Еffor.by;
построение диаграмм связей MindMeister, Comapping, Mind42, Text2MindMap, Ekpenso, Bubbl.us(совместно, Plickers
4. Проектная работа выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
работа с интерактивной доской Twiddla.com;
оформление портфолио проекта (Word); Фотосервис Liveshare
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т. п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint);
изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя; использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке; иллюстрирование своих текстов материалами из интернета
Обзор web-сервисов учебного назначения
Тип сервиса Описание сервиса/задачи Web-cервис Настольное приложение
Общего назначения Инструмент для обмена данными, хранилище контента, вспомогательный педагогический ресурс. Dropbox, Box, Google Apps
Агрегаторы учетных записей Консолидация учетных записей от большого количества сайтов и объединения их в одну универсальную. Loginza
Офисные приложения Совместное редактирование документов, распространенные офисные форматы, графика, формат PDF, автоматическая загрузка скриншота страницы. Google Docs, CrocoDoc, OneDrive. MS Office, OpenOffice
Презентации Создание нелинейных презентаций. Prezi.com, Empressr,
SlideShare. MS PowerPoint
Графические сервисы Наличие полного набора функций графического редактора, поддержка нескольких языков, работа с изображениями высокого качества, присутствие множества функций из дорогостоящей программы Photoshop. Pixlr.com, artPad, Draw a Stickman,
Flash-Gear Drawing,
Liveshare. Photoshop, Gimp, Paint, Adobe Flash.
Специализи-рованные сервисы Специализированные облачные сервисы отражают специфику отдельного предмета. Dipit, Timerime, Timetoast, MindMeister, LearningApps.
Интерактивные доски Доски с возможностью проведения традиционных этапов урока с использованием написания от руки, размещение и создание изображений, презентаций, просмотр и редактирование текстов, таблиц, изображений, графиков, видеофрагментов и т. д. Google Jamboard, Trello, Padlet, Miro Google
Стоит отметить постоянное обновление списка сервисов, программ и приложений для системы обучения.
Виды форм работы: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты, работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами, компьютерная лабораторная работа, тестовый контроль, виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel, компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, виртуальная экскурсия, виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам, интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников:
• совместная газета;
• сочинение;
• видеофильм;
• драматическая постановка;
• праздник;
• статья;
• альманах;
• альбом;
• мультимедийный компьютерный проект.
Практико-ориентированные. Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников:
• проект закона;
• справочный материал;
• словарь;
• аргументированное объяснение какого-то явления (редуцированные гласные, оглушение и под.);
• наглядное пособие.
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.
Работа в компьютерной сети, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсивному изучению иностранных языков, преодолению коммуникативного дефицита, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и ряду других позитивных эффектов.
Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т. к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. Благодаря использованию QR- кодов и гугл- форм вырос уровень выполнения интерактивных заданий. Воспользовавшись ссылкой, учащийся выполняет не только конкретное задание, но пробует из любопытства выполнить еще несколько. Прекрасная помощь в борьбе с долговременным выполнением домашней работы. И все согласятся, что объективность, достоверность полученной информации, скорость и отсутствие проверки учителем создает положительную мотивацию.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т. д.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Главное в деятельности учащегося — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.