Лариса Ступакова
Активизация познавательно-речевой деятельности дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация познавательно – речевой деятельности
дошкольников с ОВЗ.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Особенно это актуально в настоящее время, так как наблюдается культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи, проблема познания мира во всех его взаимосвязях, проблема в установлении партнёрских взаимоотношений в коллективе.
Темочки:
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливает, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная, трудовая, музыкальная).
Предлагаю остановиться и рассмотреть, что такое речевая деятельность, познавательная деятельность и как они взаимосвязаны.
Наиболее полное и удачное определение речевой деятельности было предложено известным отечественным ученым — психолингвистом, проф. Ириной Алексеевной Зимней. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».
По мнению Алексея Алексеевича Леонтьева, отечественного специалиста по психолингвистике, речевая деятельность — это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной, не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она — в форме отдельных речевых действий — обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь — в познавательную деятельность.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольников (общественно-полезный труд, художественно-эстетическая деятельность, общение, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.).
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Лев Семенович Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Итак, развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Каковы особенности развития речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Большинство детей с ОВЗ имеют нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.
Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ОВЗ является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.
Особенности нарушения речи детей с ОВЗ отражает недоразвитие в познавательной деятельности. (Проведенные исследования В. В. Воронковой и В. Г. Петровой показали, речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности).
Восприятие у детей с ОВЗ поверхностное, недостаточно сформированы пространственно-временные представления, нарушена слухо-зрительно-моторная координация.
У детей с ОВЗ страдает произвольная память (замедленное запоминание, быстрое забывание, неточность воспроизведения, вербальная память (трудности группировки и классификации).
Внимание у детей с ОВЗ неустойчивое, что приводит к неравномерной работоспособности, к снижению мыслительной деятельности (обобщение, анализ, синтез).
Поведение детей данной категории отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Итак, дети с ОВЗ характеризуются неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно - отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим. Нарушение речевой деятельности носит системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.
В своей коррекционно-педагогической работе для активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с ОВЗ мы используем следующие формы взаимодействия: фронтальные, групповые (группа делится на подгруппы, индивидуальные.
С целью создания в группе положительного эмоционального фона, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу очень важно проводить игры эмоционального и психологического настроя. Также важно включать в непосредственную образовательную деятельность мотивацию, цель которой, вызвать у детей интерес к занятию, сплотить их к достижению желаемого результата.
В организации и реализации совместной деятельности взрослого и детей педагог использует следующие методы: игровые, словесные, наглядные, практические.
Игровые методы включают в себя: игры с предметами (кубики, машинки, дидактические игры ( на развитие психических и речевых процессов: «Найди пять отличия», «Составь рассказ по серии картинок», сюжетно-ролевые игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры.
Дидактические игры развивают усидчивость, умение играть в команде, стимулируют познавательную активность, инициативу и речь. Через сюжетно-ролевую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели, вести диалог.
Словесные методы включают в себя: чтение и обсуждение о прочитанном, заучивание наизусть, составление и отгадывание загадок, пересказ художественных произведений, беседы, составление описательных рассказов, составление рассказа по серии картин, речевые игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи.
Наглядные методы включают в себя: наблюдения (в природе, за животными и людьми, рассматривание предметов, игрушек, картин, слайдов, фотоизображений, показ образца, а также рассказывание по результатам наблюдения. Итогом лексической недельной темы, в качестве наглядности, может стать выставка продуктов детского творчества, оформление лэпбука, стенгазеты, проведение театрализованных представлений, квест – игр.
Практические методы включают в себя: упражнения, совместные действия педагога и ребенка, дежурство, выполнение поручений, изготовление продуктов детского творчества, подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, конструирование, эксперимент, проектная деятельность.
Практические приемы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности.
Экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы: «Как?», «Почему?»
Важнейшую роль в познавательно-речевом развитии дошкольника с ОВЗ играет предметно-развивающая среда: доступная, разнообразная, насыщенная игровыми материалами.
Проектная деятельность позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Итак, познавательно – речевое развитие дошкольника – это один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательная и речевая деятельности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.