Татьяна Тукиш
Активизация и развитие словаря при составлении рассказов «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая над обогащением и дальнейшим развитием словаря по осенней тематике просто необходимо использовать шедевры живописи. Мир живописи богат и сложен. Осенние пейзажи художников очаровывают и напоминают, что осень не всегда хмурая, холодная и сырая. Сочинения и рассказы по картинам помогут раскрыть ту прекрасную сторону осени, которую хотели показать авторы произведений. Впечатления от просмотра репродукций картин (обязательно качественных репродукций) оставляют неизгладимый след в душе ребенка, мощный эмоциональный отклик, а это дает толчок для активизации пассивного словаря и дальнейшего развития активного словаря.
Публикация «Активизация и развитие словаря при составлении рассказов „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Именно поэтому рассказы по картинам должны занимать видное место среди рассказов, составляемых детьми. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус.
Также рассказы по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса детей с ОНР, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Очень удачными оказываются занятия, на которых картины одной темы рассматриваются и анализируются в сравнении.
Приведу пример сравнения картин художников В. Д. Поленова, И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень».
В вступительном слове объясняем детям что перед нами три картины, близкие по сюжету и времени создания. Даже название картин одно и то же «Золотая осень». Но образ осенней природы у художников разный.
Чтобы составить рассказ, достаточно ответить на определенные вопросы и потом ответы скомпоновать в рассказ.
Предлагаем детям игру «Опиши осень у каждого художника». Если детям сложно сразу начать разговор, помогаем вопросами:
1. Как вам кажется, И. С. Остроухов рассматривает жизнь леса с близкого расстояния или издалека?
2. Что привлекает его внимание на переднем плане? (два старых клена с поникшими ветками, Несколько молодых деревьев, зеленая трава, опавшие ажурные кленовые листья).
3. Что вас заинтересовало в глубине леса? (Корявые стволы старых деревьев и яркое золото осенней листвы).
Пусть дети опишут, какая осень изображена на картинах Поленова и Левитана. Помогаем детям понять и сформулировать мысли о том, что на картинах художников изображен широкий простор и бескрайние дали.
Картины Остроухова и Поленова лиричны, спокойны, художник словно раздумывают об осени. У Левитана же осень торжественна. Это гимн осени.
Далее важно перечитать стихи поэтов об осени, чтобы отыскать там красивые эпитеты и метафоры описания осени (Прокофьев, Плещеев, Пушкин) и соотнести их с каждой картиной.
Продолжаем игру, пусть дети по своим впечатлениям опишут картину, придерживаясь простого плана: Как бы они назвали картину? Как преобразила природу осень? Как изменился цвет воды в реке и небо? Что виднеется вдали? Какая на картине погода?
Можно предложить детям переместиться в картину и оглядеться вокруг. Увидеть, что наступила осень. Потрогать в реке воду. Какая она? Холодная. Посмотреть на наряд берез – золотые костюмы. Взглянуть на небо, обратить внимание, как плывут облака.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. Если это происходит, рассказы у детей получаются удивительные, не похожие друг на друга.