наталия яковлева
Справка о результатах тематической проверки по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
На основании годового плана МБДОУ №6 «Радуга» и приказа № 14 от 09.03.2016г. с 14.03.2016 по 29.03.2016 года была проведена тематическая проверка по изучению системы воспитательно-образовательной работы педагогов по развитию познавательно-речевой и творческой активности в различных формах и видах детской активности.
Тематический контроль включил в себя следующие пункты:
• Система и вариативность планирования работы с детьми во всех возрастных группах;
Публикация «Справка о результатах тематической проверки по развитию речи» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Анализ занятий по развитию речи;
• Анализ речевой активности детей в течение дня;
• Культура общения педагогов дошкольного учреждения;
• Оценка профессиональных умений воспитателя: анкетирование педагогов по вопросам самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Речевое развитие»;
• Работа с родителями по данной проблеме: анализ наглядной информации для родителей в группе.
В целях реализации указанной задачи в МБДОУ проводится систематическая работа разнопланового характера, а именно:
Проблемный семинар и семинар-практикум для педагогов ДОУ:
• «Ваш успех - ваша речь». (17.02.16г.)
• Деловая игра «Уметь общаться - в счастье купаться».(24.02.16г.)
Консультации для педагогов ДОУ:
• Мастер класс - «Развиваем речь детей младшего дошкольного возраста. Игровая артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры детей младшего дошкольного возраста».
(педагог-психолог Ермолаева Е. В. 17.03.2016г.)
• Развитие связной речи с помощью творческих формы работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)»
педагог логопедической группы Зызо А. В. 10.02.2016г.
• «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»
(педагог- психолог Казеннова О. П. 29.03.2016г.)
Одной из основных форм работы по развитию речи детей являются тематические занятия. Для определения эффективности воспитательно-образовательной работы и качества реализации образовательной программы по разделу речевое развитие в ДОУ были проведены открытые мероприятия для педагогов:
• Речевое занятие в коррекционной группе. (Учитель-дефектолог Усикова Е. А 25.02.2016г.);
• Занятие по развитию речи с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Составляем сказку». (Воспитатель Мирошниченко М. В. 19.02.2016г.);
• Занятие по обучению творческому рассказыванию в подготовительной группе «Сказка в волшебном лесу». (Воспитатель Манащенко Л. А 22.03.2016г.).
По результатам просмотров было определено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи : демонстрационный и раздаточный материал соответствует методическим требованиям, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Занятия проведены на высоком профессиональном уровне, организованы в соответствии с методикой. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться высокого уровня усвоения ими материала. Эти мероприятия помогли педагогам ДОУ овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по формированию развития речи дошкольников.
Анализ групповых занятий по развитию речи показал, что педагоги владеют методикой развития речи детей, знают возрастные особенности детей своей группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи ребенка. Систематически используют на занятиях различные формы активизации речи детей (артикуляционные и дыхательные гимнастики, словесные игры, чистоговорки и т. д.).
Уделяют больше внимания формированию связной речи детей, обогащению словаря, но упускают работу над пересказом текстов, составлением рассказов по картине, творческому рассказыванию.
В результате анализа занятий так же выявлено, что преобладающим направлением является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).
Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
В ходе тематического контроля были проверены календарные и перспективные планы педагогов. Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, речевая деятельность планируется в течение всего дня. В утренний промежуток времени педагоги планируют лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми речевой активности систематически планируются наблюдения на прогулках, дидактические и подвижные игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.
В течение дня так же уделяется достаточно много внимания речевому развитию. Воспитатели используют различные формы работы с детьми: тематические беседы в утренние часы, дидактические речевые игры, индивидуальную работу по развитию речи. Тематика разговоров, бесед и наблюдений соответствует теме недели и проводится как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, об окружающей жизни и жизни в детском саду.
Важное значение для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп. Развитию речи способствуют имеющиеся во всех группах книжные уголки, различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх, уголки науки, природы, сенсорные уголки и т. д. где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений. В группах №6,7, 8,9,10,11,12,15,16,17,18,20,21,22,26 педагогами собраны подборки стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям. Имеются доступные детям дидактические и настольно-печатные игры. Для проведения занятий имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить в полном объеме непосредственно-образовательную деятельность. Однако анализ предметно-развивающей среды в группах так же выявил, что имеются определенные недоработки. В ясельных группах нет четко обозначенного книжного уголка, недостаточно художественной литературы в соответствии с возрастом детей, иллюстраций по темам занятий. Оборудования для театрализованной деятельности и ряжения мало, применяется воспитателями достаточно редко.
С педагогами проведено анкетирование на тему «Самооценка профессионализма воспитателя по разделу «Речевое развитие», в котором участвовало 22 педагога. Проанализировав анкеты, следует отметить:
Что на первый вопрос:
-Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе? 86% ответили правильно, 14% не знают названия программы.
Во втором вопросе:
-Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, 77,3% педагогов в своих занятиях используют готовые конспекты опубликованные в методических пособиях в которые дополняют игровыми упражнениями, физ. минутками, речевыми гимнастиками, гимнастиками для дыхания. 22% педагогов используют конспекты занятий составленные самостоятельно.
В третьем вопросе:
-Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
Все педагоги 100% понимают цель развития речи, но теоретически затрудняются ответить.
В вопросах:
-Каковы основные направления работы по развитию речи у детей
-Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
-Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду. 63,6% педагогов понимают какие направления работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении необходимы для обучения воспитанников. 36,4% не могут правильно и конкретно определить направления работы по обучению развития речи.
На вопрос:
-Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости. Каждый педагог выбрал значимые средства развития речи и пронумеровал их в своей последовательности.
На восьмой вопрос:
Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей. 45% воспитателей знают основные методы и приемы развития речи. 55% воспитателей путают методы и приемы с задачами и средствами обучения.
На девятый вопрос:
Какими критериями культуры речи необходимо владеть современному педагогу? Все педагоги 100% знают какими критериями культуры речи необходимо владеть современному педагогу.
На десятый вопрос:
-Укажите основные приемы обучению рассказыванию. 36% воспитателей понимают и знают основные приемы обучения рассказыванию. 64% педагогов не знают и не понимают какие приемы обучения рассказыванию применяют во время занятий.
И на последний вопрос:
- Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете, взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? все педагоги 100% перечислили формы работы с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство педагогов испытывают затруднения в теоретическом аспекте методики речевого развития детей, путают методы и приемы развития речи, перечисляют не все направления работы по данной теме.
В ходе проверки проанализирована работа с родителями. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации на различную тематику. Анализ материалов родительских уголков показал, что в группах имеется консультативный материал по развитию речи, но информация в них обновляется достаточно редко, особое внимание развитию речевых способностей в семье не уделяется.
В рамках работы с семьей в группах № 15,17,14,12,20,22, 9,10,11,1,5,23,6,8 оформлены выставки совместных творческих работ детей и родителей «Книжка-малышка».
Выводы по результатам тематического контроля :
Проведенный тематический контроль воспитательно-образовательной работы в МБДОУ №6 «Радуга» по вопросу развития познавательно-речевой и творческой активности в различных формах и видах детской активности продемонстрировал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду организована воспитательно-образовательная работа по речевому развитию детей дошкольного возраста на достаточном уровне. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи.
Необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Рекомендации:
1. Воспитателям продолжать применять в практике работы современные технологии по развитию речи дошкольников. На занятиях привлекать к общению пассивных детей, использовать разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.
2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса, использовать упражнения на дыхание, использовать познавательные и речевые игры.
3. Педагогам проявлять активную позицию в вопросах самообразования.
Принимать участие в консультациях, педагогических часах, семинарах, тренингах организуемых в ДОУ. Обращаться за методической помощью к старшим воспитателям и специалистам ДОУ.
4. Воспитателям систематически обновлять информационный материал в родительских уголках по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.