Екатерина Юренкова
Круглый стол «Создание здоровьесберегающей среды в группах младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание здоровьесберегающей среды в группах младшего возраста»
Форма проведения: круглый стол
Задачи:
закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство;
дать представление об использовании здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе
Активизация педагогического мышления при реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Темочки:
Уважаемые коллеги, наше мероприятие мне хочется начать с вопроса: что такое здоровье?
Здоровье – это состояние физического, душевного (психологического) и социального благополучия человека.
Задание 1 «Назови пословицу»
Прошу вас вспомнить пословицы и поговорки о здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:
Будет здоровье – будет - все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о предупреждающей работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Предварительная работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
В какой мере современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой".
Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему.
В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Я хочу поделиться с вами системой работы нашего ДОУ.
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием "больше дать ребенку" (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольника, расширять общий кругозор. С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: дошкольники, родители, педагоги, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает мне в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность дошкольников в формировании здорового образа жизни.
ИКТ можно с успехом применять в своей работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Задание 2 «Физкультурный калейдоскоп»
1. Вспомните пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости
Примерные пословицы и поговорки:
В здоровом теле здоровый дух.
Где здоровье - там и красота.
Движение это жизнь.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
Кто пешком ходит тот долго живет.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Пешком ходить — долго жить.
Спорт и туризм укрепляют организм.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Кто смел, тот и на коня сел.
- Кто смел, тот первый поспел.
- Бой отвагу любит!
- Смелость города берет!
- Любого за пояс заткнет.
- Где смелость, там и победа!
- Один за всех и все за одного!
- Спорт не опасен, если ты мужеством красен!
- Берись дружно – не будет трудно.
- Сильный скачет, а слабый плачет.
2. предлагаю вам отгадать загадки:
- Скажи, какой железный мяч
Одной рукой толкнул силач? (ядро)
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
– Дайте снег! Готовы… (санки).
- У меня есть два коня,
По воде везут меня,
А вода – то тверда,
Словно каменная. (коньки).
- Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее
Или она через меня. (скакалка).
- Кто из вас ребята знает,
Что закалке помогает
И полезно нам всегда (солнце, воздух, вода).
Заадание 3 «Грамматика фантазий»
Представьте себе, что Вы:
- мяч и кроссовок – ваш диалог;
- ракетка и волан – ваш диалог.
Я предлагаю Вам вспомнить основные понятия, относящиеся к направлению здооовьесбережения. ( тест: На карточках дано понятие, Вы должны написать определение)
Понятие Определение
«здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
«здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
«здоровье физическое» - это максимальная адаптация к окружающей среде.
«физическая активность» - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.
«здоровье психическое» - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
«здоровье социальное» - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, детском саду, социальной группе).
«здоровье нравственное» - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Задание «пройди тест»
Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!
1) Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности в старшей группе : а) 15 минут; б) 25 минут; в) 30 минут.
2) Чем знаменательна дата 7 апреля?
а) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.
3) Наука о правилах лечения травами:
а) хромотерапия; б) литотерапия; в) фитотерапия
4) Умение согласовывать движения различных частей тела:
а) кооперация, б) координация, в) корпорация.
Детям в любой деятельности должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы деятельности играет оборудование. Особенно нестандартное. Хочу познакомить вас с некоторым нестандартным оборудованием, которое можно изготовить своими руками и успешно применять их на практике.
Поролоновые мячи (дети называют их «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:
• ходьба змейкой между мячами;
• бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
• толкание мяча головой перед собой («бульдозер»);
• перешагивание через мячи;
• перебрасывание мяча друг другу из разных положений.
Следочки можно сделать твердыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.
Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
Массажные дорожки предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.
«Гусеница со следами» учит координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед.
Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
Короткие косички, на концах которых сделаны ручки из киндер-яиц, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Задание «Составь памятку»
-А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению здоровьесберегающих технологий. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.
(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)
- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в своей работе.