Надежда Васильевна Сидорова
Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика как важная доминанта школьного образования в XXI веке
▼ Скачать + Заказать документы
Сидорова Н. В.
Учитель МОБУ СОШ №35, г. Якутска,
кандидат философских наук
Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика - важная доминанта школьного образования в ХХI веке
Современная действительность даёт сейчас педагогу большие возможности осмыслить, освоить и, творчески переработав, по-новому взглянуть на традиционное начало обучение «лицом к лицу» в индивидуальном обучении детей на дому и инновационное, молниеносное вторжение цифрового мира, который изменяет образовательное пространство и его ценности в педагогической деятельности школьного учителя.
Темочки:
Ценностное сознание в наше время является способом отображения проблемности общественных процессов и существует в качестве проективной реальности, а сама природа ценностного отношения человека есть многообразие его связей с миром другого человека, которое совместно с ценностным сознанием к миру реальности позволяет человеческой личности определить пространство своей жизнедеятельности.
И одна из задач нашей школы и трудность её решения – это расширение границ возможного, желаемого и должного как учителя, так и ученика, чтобы безболезненно проходило дальнейшая социализация в той культуре, в которой нам предстоит жить и развивать себя, своё личностное и общественное становление в мире глобальных проблем.
Учителю бывает трудно справиться с такими проблемами в мире виртуального пространства, в котором всё больше времени проводят наши ученики и Человек Играющий «Нomo Ludens» - злоба дня нашей повседневной жизни, то есть бесцельное времяпровождение за экраном компьютера как и Человек Досужий «Homo Otiosus» сегодня вполне «в своих правах», он едва ли не герой нашего времени» [1], отстраненного от всего и от всех.
Компьютер, мобильный телефон, Интернет изменили до неузнаваемости наши интересы, возможности и потребности. Эти изменения влияют на профессиональную деятельность учителя, озадачивают его премудростями цифрового мира, а главное изменяют наше сознание, в том числе, ценностное сознание, ценностные установки и ценностные ориентиры и, в конечном счёте, ценностное поведение учителя и ученика в их совместной деятельности в образовательном пространстве.
Мы сейчас являемся свидетелями, когда ценностные ориентиры образования могут не совпадать с ценностными ориентирами общества. Мы наблюдаем трансформацию, и даже отсутствие ориентации на духовные ценности. Педагоги старшего поколения, ориентированные на общечеловеческие ценности, когда утверждалось, что «самое дорогое у человека – это жизнь и прожить её надо так, чтобы не было мучительно и больно за бесцельно прожитые годы …» и «береги честь смолоду» не воспринимаются, как прежде, связывающей воедино жизненные силы и материальные ресурсы на благо последующих поколений. Учитель сам оказывается один на один с несправедливостью и социальной незащищённостью, а информационный бум потребительских услуг стирает грани человеческого участия в жизненных невзгодах, как молодых людей, так и людей в возрасте.
Действительность современного мира в цифровом формате подводит к пониманию того, что «Образование – это не то, что человек знает и помнит, а то, что реально влияет на его поведение и проявляется в нём».[2].
Всё чаще прорывается осознание того, что «смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации, а полнота жизненной самореализации означает пользу, которую человек может принести самому себе, своим близким, обществу, цивилизации в целом и его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира».[3].
Очевидным фактом ХХI века становится, что ценность образования и придание ему «его высший смысл – смысл вперёд смотрящего организатора», в своем аксиологическом аспекте, должен учить умению правильно организовать жизненное пространство человека, когда он сам осознаёт свою внутреннюю позицию и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями, которые определяются как ценностные установки. В то время как система устойчивых отношений личности к окружающему миру и к самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества становятся ценностными ориентирами.
Переход от традиционной культуры к инновационной сопряжен многими трудностями, в котором информация, знания и символы постепенно стали основными продуктами производства и для многих людей стало необыкновенно сложным для нашего понимания, особенно старшего поколения.
В этих условиях содержанием образования для учителя оказывается не только знание о различных регионах окружающего мира, а само осуществляемое движение, превращаемое исходной активностью энергии в человеческую волю, усилие, в прорыв и на этой основе оформление осмысленно-человеческих действий и деятельности жизни. Другими словами - не мир предметов и хаос вокруг меня, а Я в этом мире и Моя ответственность за все в этом мире, т. е. ценностно-ориентированная модель педагогической деятельности, направленная на:
1. рефлексию здоровье сберегающих технологий в жизни ученика и учителя, то есть акцент на то, как быть здоровым в этом мире, так как спорт и сигареты, прогулки в парке и бутылка с пивом в руке (так модное сейчас) и многое другое несовместимые вещи, не укрепляющие наше здоровье и нашу жизнь;
2. готовность учителя самому встать на место ученика и взглянуть на мир его глазами, только искренность и его открытость способны придать общению содержательность и глубину в образовательной среде;
3. ценность творчества, утверждающая развитие, становление самости и уверенность в себе, высоко значимая, особенно, в подростковом и старшем школьном возрасте и необходимая в дальнейшей взрослеющей жизни ученика и здравомыслящего педагога;
4. ценность доверия, возникающая в силу того, что оценка педагога не содержит угрозу Я ученика, а направлена на то, чтобы создать фундамент ценностного основания ученика, то есть его способность вносить новое и инициировать изменения, пополнять знания и учиться самому их приобретать, критически мыслить и самостоятельно принимать решения;
5. ориентация на проблему и её решение, а не приказ, так как человек, исполняющий чужое решение, с мнением которого не считаются, не станет принимать ответственность за результат своей деятельности и это касается как ученика, так и педагога;
6. анализ фактов, а не оценивание личности: иногда оценка необходима, но лучше объяснить ученику последствия его поступка для других людей и вред (ущерб) для него лично, чем повесить ярлык ученику «прогульщик», «троечник», «лентяй», а для учителя «урокодатель», «посредственный», «инертный» и другие;
7. формирование качеств, востребованных нашей современной жизнью, такие как коммуникабельность и толерантность, умение сотрудничать и вести диалог с другими людьми, поиск и созидание нового должны находиться в центре внимания педагогического процесса;
Готовность к педагогической деятельности представляется как интегральная модель, как особое состояние личности учителя, которое проявляется во взаимодействии нескольких её компонентов, таких как:
а) мотивационно-ценностный, выступающей, как система побуждений, идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, присущих данной личности;
б) когнитивный, связанный с познанием и рассматривается как процесс и как результат; представляется, с одной стороны, как уровень общепедагогических и специальных знаний, соответствующей ступенью их системности, а с другой стороны – как накопление знаний с использованием современных цифровых возможностей, переход их на более высокий уровень системности, способности увидеть целостную картину мира;
в) операционно-практический, включающий в себя умение учителя обоснованно определять и рационально применять пути и способы наиболее эффективного достижения поставленных целей в цифровом мире;
г) эмоционально-волевой, рассматривает проявления определенных эмоциональных состояний к воспитанникам, добросовестное отношение к профессии педагога и наличие личной ответственности за конечный результат и умение мобилизовать свою волю в сложной социальной обстановке и способность преодолевать сомнения, напряженность в сложных жизненных ситуациях;
д) рефлексивный, как процесс обращения на себя, размышление над своим психологическим состоянием, это не просто знание или понятие субъектом самого себя, а выяснение того, как другие знают и понимают рефлектирующего.
Эта ценностно-ориентированная модель может осуществляться учителем, независимо от предмета своей специализации, она осуществима тем учителем, чья профессионально-педагогическая деятельность является преобразующей деятельностью по форме, коммуникативно-направленной по содержанию, ценностно-ориентированной по структуре, что и формирует систему педагогических ценностей, и осуществляет перевод в сознание учеников (интериоризацию). Только в этом случае учитель соответствует своей профессиональной деятельности, то есть своей профессиограмме:
а) педагог – предметник твёрдо уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни ученика, воспитывая ученика средствами изучаемого предмета;
б) педагог – организатор свои личностные особенности проявляет в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, его педагогическое воздействие обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной деятельности и т. д. ;
в) педагог - интеллигент, или просветитель, отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм и реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся воспитанникам нравственность, духовность, ощущение свободы, толерантность, нооносферное сознание и общепланетарное мышление;
в) педагог – коммуникатор, которого отличает низкая конфликтность, доброжелательность, способность к эмпатии, любовью к детям, то есть те качества, в которых нуждается наша школа, где учитель предметник обучает детей на дому и длительно болеющих детей в стационаре;
г) педагог – исследователь, который сейчас становится востребованным в общеобразовательной системе, общественных отношениях и ценностно-ориентированным специалистом информационного пространства.
Свои воспитательные воздействия педагог-коммуникатор и педагог – исследователь реализует через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение аксиологических координат (ценностных точек соприкосновения) в его личной жизни, что вызывает наибольшие изменения в личности ученика, решение его личных и становление личностных проблем во взаимоотношении с людьми и окружающим его миром. Именно эти стили деятельности педагогов вправе рассчитывать на результативность, востребованность в нашей школе со стороны учеников и их родителей.
Таким образом, аксиологические ориентиры (координаты, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностные установки являются внутренними регуляторами в общеобразовательном пространстве. Они определяют ценностное поведение, как в общеобразовательном, так и в информационном поле деятельности. Здесь находят отражение мир личностных и общечеловеческих ценностей, где происходит обобщение опыта совместной жизнедеятельности учителя и ученика в непредсказуемом мире, где с оружием в руках доказывают свою верность служить своей Родине, отстоять независимость родной земли от посягательств из вне, при этом помня, что жизнь является высшей ценностью и этим нужно дорожить. Она дана для того, чтобы разгадать её высший смысл и назначение. Эту миссию может выполнить только аксиологически (ценностно) ориентированный и образованный человек.
Литература
1. Цофнас А. Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат. // Вопросы философии №11, 2005. С. 113.
2. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с. С. 40.
3. Гершунский Б. С. Философия образования. – М. : Московский психолого-социальный институт, Флинт, 1998. – 432 с. С. 106, 107.
4. Сластёнин В. А. ,Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
5. Балабанов А. Е. Философия ориентированного образования. 1998.
6. Редюхин В. И. Синергетика – синяя птица образования. 1997 г.