Приложение МААМ

Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика как важная доминанта школьного образования в XXI веке

Надежда Васильевна Сидорова
Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика как важная доминанта школьного образования в XXI веке
▼ Скачать + Заказать документы

Сидорова Н. В.

Учитель МОБУ СОШ №35, г. Якутска,

кандидат философских наук

Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика - важная доминанта школьного образования в ХХI веке

Современная действительность даёт сейчас педагогу большие возможности осмыслить, освоить и, творчески переработав, по-новому взглянуть на традиционное начало обучение «лицом к лицу» в индивидуальном обучении детей на дому и инновационное, молниеносное вторжение цифрового мира, который изменяет образовательное пространство и его ценности в педагогической деятельности школьного учителя.

Темочки:

Ценностное сознание в наше время является способом отображения проблемности общественных процессов и существует в качестве проективной реальности, а сама природа ценностного отношения человека есть многообразие его связей с миром другого человека, которое совместно с ценностным сознанием к миру реальности позволяет человеческой личности определить пространство своей жизнедеятельности.

И одна из задач нашей школы и трудность её решения – это расширение границ возможного, желаемого и должного как учителя, так и ученика, чтобы безболезненно проходило дальнейшая социализация в той культуре, в которой нам предстоит жить и развивать себя, своё личностное и общественное становление в мире глобальных проблем.

Учителю бывает трудно справиться с такими проблемами в мире виртуального пространства, в котором всё больше времени проводят наши ученики и Человек Играющий «Нomo Ludens» - злоба дня нашей повседневной жизни, то есть бесцельное времяпровождение за экраном компьютера как и Человек Досужий «Homo Otiosus» сегодня вполне «в своих правах», он едва ли не герой нашего времени» [1], отстраненного от всего и от всех.

Компьютер, мобильный телефон, Интернет изменили до неузнаваемости наши интересы, возможности и потребности. Эти изменения влияют на профессиональную деятельность учителя, озадачивают его премудростями цифрового мира, а главное изменяют наше сознание, в том числе, ценностное сознание, ценностные установки и ценностные ориентиры и, в конечном счёте, ценностное поведение учителя и ученика в их совместной деятельности в образовательном пространстве.

Мы сейчас являемся свидетелями, когда ценностные ориентиры образования могут не совпадать с ценностными ориентирами общества. Мы наблюдаем трансформацию, и даже отсутствие ориентации на духовные ценности. Педагоги старшего поколения, ориентированные на общечеловеческие ценности, когда утверждалось, что «самое дорогое у человека – это жизнь и прожить её надо так, чтобы не было мучительно и больно за бесцельно прожитые годы …» и «береги честь смолоду» не воспринимаются, как прежде, связывающей воедино жизненные силы и материальные ресурсы на благо последующих поколений. Учитель сам оказывается один на один с несправедливостью и социальной незащищённостью, а информационный бум потребительских услуг стирает грани человеческого участия в жизненных невзгодах, как молодых людей, так и людей в возрасте.

Действительность современного мира в цифровом формате подводит к пониманию того, что «Образование – это не то, что человек знает и помнит, а то, что реально влияет на его поведение и проявляется в нём».[2].

Всё чаще прорывается осознание того, что «смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации, а полнота жизненной самореализации означает пользу, которую человек может принести самому себе, своим близким, обществу, цивилизации в целом и его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира».[3].

Очевидным фактом ХХI века становится, что ценность образования и придание ему «его высший смысл – смысл вперёд смотрящего организатора», в своем аксиологическом аспекте, должен учить умению правильно организовать жизненное пространство человека, когда он сам осознаёт свою внутреннюю позицию и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями, которые определяются как ценностные установки. В то время как система устойчивых отношений личности к окружающему миру и к самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества становятся ценностными ориентирами.

Переход от традиционной культуры к инновационной сопряжен многими трудностями, в котором информация, знания и символы постепенно стали основными продуктами производства и для многих людей стало необыкновенно сложным для нашего понимания, особенно старшего поколения.

В этих условиях содержанием образования для учителя оказывается не только знание о различных регионах окружающего мира, а само осуществляемое движение, превращаемое исходной активностью энергии в человеческую волю, усилие, в прорыв и на этой основе оформление осмысленно-человеческих действий и деятельности жизни. Другими словами - не мир предметов и хаос вокруг меня, а Я в этом мире и Моя ответственность за все в этом мире, т. е. ценностно-ориентированная модель педагогической деятельности, направленная на:

1. рефлексию здоровье сберегающих технологий в жизни ученика и учителя, то есть акцент на то, как быть здоровым в этом мире, так как спорт и сигареты, прогулки в парке и бутылка с пивом в руке (так модное сейчас) и многое другое несовместимые вещи, не укрепляющие наше здоровье и нашу жизнь;

2. готовность учителя самому встать на место ученика и взглянуть на мир его глазами, только искренность и его открытость способны придать общению содержательность и глубину в образовательной среде;

3. ценность творчества, утверждающая развитие, становление самости и уверенность в себе, высоко значимая, особенно, в подростковом и старшем школьном возрасте и необходимая в дальнейшей взрослеющей жизни ученика и здравомыслящего педагога;

4. ценность доверия, возникающая в силу того, что оценка педагога не содержит угрозу Я ученика, а направлена на то, чтобы создать фундамент ценностного основания ученика, то есть его способность вносить новое и инициировать изменения, пополнять знания и учиться самому их приобретать, критически мыслить и самостоятельно принимать решения;

5. ориентация на проблему и её решение, а не приказ, так как человек, исполняющий чужое решение, с мнением которого не считаются, не станет принимать ответственность за результат своей деятельности и это касается как ученика, так и педагога;

6. анализ фактов, а не оценивание личности: иногда оценка необходима, но лучше объяснить ученику последствия его поступка для других людей и вред (ущерб) для него лично, чем повесить ярлык ученику «прогульщик», «троечник», «лентяй», а для учителя «урокодатель», «посредственный», «инертный» и другие;

7. формирование качеств, востребованных нашей современной жизнью, такие как коммуникабельность и толерантность, умение сотрудничать и вести диалог с другими людьми, поиск и созидание нового должны находиться в центре внимания педагогического процесса;

Готовность к педагогической деятельности представляется как интегральная модель, как особое состояние личности учителя, которое проявляется во взаимодействии нескольких её компонентов, таких как:

а) мотивационно-ценностный, выступающей, как система побуждений, идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, присущих данной личности;

б) когнитивный, связанный с познанием и рассматривается как процесс и как результат; представляется, с одной стороны, как уровень общепедагогических и специальных знаний, соответствующей ступенью их системности, а с другой стороны – как накопление знаний с использованием современных цифровых возможностей, переход их на более высокий уровень системности, способности увидеть целостную картину мира;

в) операционно-практический, включающий в себя умение учителя обоснованно определять и рационально применять пути и способы наиболее эффективного достижения поставленных целей в цифровом мире;

г) эмоционально-волевой, рассматривает проявления определенных эмоциональных состояний к воспитанникам, добросовестное отношение к профессии педагога и наличие личной ответственности за конечный результат и умение мобилизовать свою волю в сложной социальной обстановке и способность преодолевать сомнения, напряженность в сложных жизненных ситуациях;

д) рефлексивный, как процесс обращения на себя, размышление над своим психологическим состоянием, это не просто знание или понятие субъектом самого себя, а выяснение того, как другие знают и понимают рефлектирующего.

Эта ценностно-ориентированная модель может осуществляться учителем, независимо от предмета своей специализации, она осуществима тем учителем, чья профессионально-педагогическая деятельность является преобразующей деятельностью по форме, коммуникативно-направленной по содержанию, ценностно-ориентированной по структуре, что и формирует систему педагогических ценностей, и осуществляет перевод в сознание учеников (интериоризацию). Только в этом случае учитель соответствует своей профессиональной деятельности, то есть своей профессиограмме:

а) педагог – предметник твёрдо уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни ученика, воспитывая ученика средствами изучаемого предмета;

б) педагог – организатор свои личностные особенности проявляет в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, его педагогическое воздействие обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной деятельности и т. д. ;

в) педагог - интеллигент, или просветитель, отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм и реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся воспитанникам нравственность, духовность, ощущение свободы, толерантность, нооносферное сознание и общепланетарное мышление;

в) педагог – коммуникатор, которого отличает низкая конфликтность, доброжелательность, способность к эмпатии, любовью к детям, то есть те качества, в которых нуждается наша школа, где учитель предметник обучает детей на дому и длительно болеющих детей в стационаре;

г) педагог – исследователь, который сейчас становится востребованным в общеобразовательной системе, общественных отношениях и ценностно-ориентированным специалистом информационного пространства.

Свои воспитательные воздействия педагог-коммуникатор и педагог – исследователь реализует через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение аксиологических координат (ценностных точек соприкосновения) в его личной жизни, что вызывает наибольшие изменения в личности ученика, решение его личных и становление личностных проблем во взаимоотношении с людьми и окружающим его миром. Именно эти стили деятельности педагогов вправе рассчитывать на результативность, востребованность в нашей школе со стороны учеников и их родителей.

Таким образом, аксиологические ориентиры (координаты, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностные установки являются внутренними регуляторами в общеобразовательном пространстве. Они определяют ценностное поведение, как в общеобразовательном, так и в информационном поле деятельности. Здесь находят отражение мир личностных и общечеловеческих ценностей, где происходит обобщение опыта совместной жизнедеятельности учителя и ученика в непредсказуемом мире, где с оружием в руках доказывают свою верность служить своей Родине, отстоять независимость родной земли от посягательств из вне, при этом помня, что жизнь является высшей ценностью и этим нужно дорожить. Она дана для того, чтобы разгадать её высший смысл и назначение. Эту миссию может выполнить только аксиологически (ценностно) ориентированный и образованный человек.

Литература

1. Цофнас А. Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат. // Вопросы философии №11, 2005. С. 113.

2. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с. С. 40.

3. Гершунский Б. С. Философия образования. – М. : Московский психолого-социальный институт, Флинт, 1998. – 432 с. С. 106, 107.

4. Сластёнин В. А. ,Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

5. Балабанов А. Е. Философия ориентированного образования. 1998.

6. Редюхин В. И. Синергетика – синяя птица образования. 1997 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ИЗО. деятельности «Найди поле для лошадки» (старший дошкольный возраст)Дидактическая игра по ИЗО. деятельности «Найди поле для лошадки» (старший дошкольный возраст) дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию: «Найди поле для лошадки» (старший дошкольный возраст). Цель: закрепление знаний.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Мастер-класс по созданию макета для игровой деятельности детей «Поле боя»Мастер-класс по созданию макета для игровой деятельности детей «Поле боя» Хочу поделиться своей идеей создания макета для игровой деятельности детей, надеюсь вас она заинтересует. Для себя я выбрала тему "Поле.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться") 1. - Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться").1. -- Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все мои.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Коллективное творчество «Во поле березки стояли, во поле матрешки гуляли» рисование с элементами плоскостной аппликацииКоллективное творчество «Во поле березки стояли, во поле матрешки гуляли» рисование с элементами плоскостной аппликации Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Население Нижнего Новгорода в 13 веке. Профессии людей» Цель: развивать умение детей осознавать место, где живешь – «малая родина»; понятие «нижегородец"; воспитывать любовь к своему городу. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика как важная доминанта школьного образования в XXI веке
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 09:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аксиологическое поле деятельности учителя и ученика как важная доминанта школьного образования в XXI веке» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Васильевна Сидорова (УИ 3321092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД