Жанна Гоголева
Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Публикация «Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
В 2013 году педагогический коллектив нашего ДОУ выбрал путь реализации программы развития через проблемно-поисковые технологии. Нашим коллективом была разработана программа нравственно – экологической направленности «Лепесток».
Цель программы: формирование у детей экологических знаний, культуры и гуманного отношения к природе; основ валеологического просвещения, патриотической направленности личности, а также, создание развивающей среды в ДОУ в духе нравственно – экологического воспитания.
Ставя в приоритетное направление развития нашего МБДОУ нравственно – экологическое воспитание дошкольников, мы считаем, что оно в достаточном объеме реализует принципы гуманизма, валеологического просвещения, патриотическую направленность личности дошкольника. А также дает дошкольнику понятие о нравственных эталонах, что немаловажно в условиях современного общества.
Экологическое воспитание напрямую перекликается с воспитанием нравственным, так как умение и желание заботиться о живом мире, осознание единства человека и природы сможет найти отклик в детской душе и сформировать у ребенка, будущего полноценного члена общества и гражданина, стойкую мотивацию на поддержание здорового образа жизни, патриотичность и гуманное отношение к окружающему миру.
По нашему мнению, эти «три кита» мотиваций помогут сформировать дошкольника как гармонично развитую личность.
В период реализации программы развития (2013 – 2015 гг.) на базе нашего ДОУ силами педагогов создан центр детского экспериментирования, в котором дети занимаются практической исследовательской и экспериментальной деятельностью. Он оборудован в соответствии с познавательными потребностями детей-дошкольников.
Этот центр вполне удовлетворяет познавательные потребности детей, так как «формула получения знаний» там: ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – РЕФЛЕКСИЯ – ЗНАНИЯ.
А это является ключевой позицией в гармоничном развитии ребёнка.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Главный результат работы по программе «Дошкольная Академия естественных наук» - соответствие целям опережающего развития.
Дети вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.