МААМ-картинки

Агрессия: ее причины и способы профилактики у детей

Копач Юлия Андреевна
Агрессия: ее причины и способы профилактики у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое- детская агрессия?

Агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой агрессии ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных детей его защитит воспитатель, то в школе он рискует стать «козлом отпущения». Абсолютное отсутствие агрессии- также плохо, как и ее избыток (пассивные, ведомые дети, подчиняющиеся мнению большинства). Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой, даже самый неагрессивный. Агрессия в момент опасности- средство самозащиты от внешней агрессии.

Публикация «Агрессия: ее причины и способы профилактики у детей» размещена в разделах

Если бы в человеке не было необходимой доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы и воли к победе, готовности к борьбе.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения, в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

Таким образом агрессивное поведение- достаточно обычное явление для детского возраста. Более того, в процессе социализации личности она выполняет ряд важных функций- способствует адаптации, освобождает от страха.

В целом для развития личности ребенка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. Когда насилие дает внимание, власть, признание и другие привилегии, у детей с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы.

Причины детской агрессивности.

Неприятие детей родителями- одна из базовых причин агрессивности, и не только детской (нежеланный ребенок). Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей. Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя.

Разрушение эмоциональных связей в семье- либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов между двумя самыми близкими ему людьми. Либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях- прекрасный будущий манипулятор.

Неуважение к личности ребенка. Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Агрессия- это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита- это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку- я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения; не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу. У детей вечно занятых родителей агрессия- способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.

Запрет на физическую активность. Агрессия обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая не может исчезать бесследно. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, то разрядка наступит дома, к вечеру. И если снова попытаться поставить его по стойке смирно, то ребенок, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Остается только напомнить бессмертный совет Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!».

В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалобы со стороны других детей, их родителей, воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Может быть кто-то исподтишка обижает вашего ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию, поэтому дерется и ломает игрушки.

Отказ в праве на личную свободу. Ребенку требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Ему необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

Как избавиться от агрессии.

Необходимо уменьшить влияние тех факторов, которые помогают проявлению и закреплению агрессивности :

- хорошо закрепляют агрессивные черты, превращая их в черты характера, силовые игры, вырабатывая поведение, основанное на «праве сильного»;

- отличным источником научения агрессивности и закрепления ее как нормы жизни является телевидение;

- невозможно придумать ничего более эффективного для развития и закрепления агрессивных черт характера, как наличие двойных стандартов (деспотизм и разговоры о равноправии).

Дети, агрессивность которых родители игнорировали или списывали на возраст, могут привыкнуть к власти, предоставляемой им агрессивным поведением. Они не могут принимать ответственность за поступки, обвиняя других.

Если ребенок выражает свое недовольство в неприемлемой форме- выслушайте его, не перебивая. А когда он «выпустит пар», спокойно разберитесь в ситуации, спровоцировавшей агрессию. И только потом, когда все успокоятся, попросите ребенка не произносить то, что вам неприятно. И объяснить почему.

Вмешательство в личную жизнь детей, а особенно подростков совершенно недопустимо. Чтобы научиться чему-либо, надо выстрадать свои знания. Свои ошибки мы бурно переживаем, поэтому и извлекаем из них уроки. Чужие ошибки осознаются разумом, но не чувствами.

Важно не забывать о том, что дети наблюдают за нами и учатся на нашем примере как можно справиться со своей агрессивностью. Необходимо нести ответственность за собственные проявления агрессии. Нет ничего страшного в том, что мы иногда «срываемся» и кричим на ребенка. Главное, чтобы такая реакция не превратилась в систему, и чтобы мы не забывали извиняться за свои срывы и крик.

Пока мы закрываем глаза на собственные агрессивные реакции, не принимаем ответственность за них и ищем виноватых, вместо того, чтобы искать причины, мы ничего не достигнем.

Если мы применяем двойные стандарты, то есть, разрешаем себе те реакции, которые запрещаем им, дети, разумные существа, перестают воспринимать всерьез наши назидательные беседы.

Если мы своим примером учим детей искать оправдания своему агрессивному поведению- мы прививаем им навык ухода от ответственности за собственное неправильное поведение.

В тех случаях, когда агрессия вызвана запретом или отказом что-нибудь приобрести или сделать, лучший способ- доверительная спокойная беседа с ребенком, даже самым маленьким. Иногда нужно дать ребенку время успокоиться, а потом уже с ним разговаривать.

Ребенок, который знаком не только с наказанием, но и в большей степени с поощрениями, с похвалой и одобрением своих поступков, гораздо реже будет проявлять агрессивность.

Копач Ю. А.

Педагог-психолог МАДОУ 8

Г. Горячий Ключ

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей»Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей» Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей» В сентябре в нашем детском саду «Золотая рыбка» проходил Месячник профилактики безнадзорности.

Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста В данной статье рассмотрены гиперактивность детей, ее характерные признаки, проанализированы причины ее появления. Выявлена необходимость.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Агрессия: ее причины и способы профилактики у детей
Опубликовано: 5 июня 2023 в 14:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Агрессия: ее причины и способы профилактики у детей» (включая файлы) размещена пользователем Копач Юлия Андреевна (УИ 3198346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД