Галина Иванова
Аффективные дети и педагогическое воздействие на них
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:
Аффективные дети и педагогическое воздействие на них.
Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102
Ивановой Галины Дмитриевны
г. Братска Иркутской области
В воспитательном процессе педагоги нередко сталкиваются с детьми, которых отличает повышенная чувствительность, чрезмерная эмоциональность, неадекватная направленность эмоциональных переживаний, недостаточная саморегуляция поведения. Таких детей в психолого-педагогической литературе называют аффективными, а в обыденной жизни – трудными.
Публикация «Аффективные дети и педагогическое воздействие на них» размещена в разделах
Аффективное поведение выявляется чаще всего тогда, когда ущемляется самолюбие ребенка, подвергают испытанию самооценку. Обстановка представляется малышу трудной, конфликтной, подчас неразрешимой, и, как результат, провоцируются явления эмоциональной напряженности. Обычно они возникают в процессе выполнения какой-либо деятельности, сопряженной с затруднениями, поиском путей решения, планирования. Затруднения – существенное препятствие для успешного завершения задания. Поэтому дети воспринимают их неадекватно. У некоторых проявляются нежелательные формы поведения, как плаксивость, драчливость. А другие, не умея мобилизовать себя, часто отказываются от задания либо снижают мотивацию действий.
Не зная истинных причин такое поведение можно расценить, скажем, как невнимательность, и прибегнуть к неправильным воспитательным мерам. Естественно, вместо ожидаемого улучшения провоцируется еще более выраженная аффективность, закрепляются в устойчивые черты характера отдельные отрицательные проявления.
Аффективные проявления выделяются неодинаково на разных этапах деятельности. Поэтому важно оценивать не только результат работы, но и сам процесс, так как именно в ходе его проявляются эмоциональные реакции. Это обстоятельство дает основание выделить аффективных детей в группе по некоторым моментам поведения. Некоторые из них с помощью воспитателя мобилизуют себя, проявляют активность, направленную на поиск решения; для других же встреча с трудностями – непреодолима. И реакция в этом случае – либо протест, либо отступление.
Чтобы выявить аффективных детей и начать мягкую корректирующую работу, детей следует разделить на три подгруппы – в первую включить тех детей, которые могут преодолевать затруднения, во вторую – тех детей кто старается преодолевать затруднения, а в третью – тех, кто выполняет легкие задания, уклоняясь от более сложных.
В первую подгруппу вошли те дети, кто, принимая задания, проявляли высокую степень прилежности, самостоятельность, стабильность, целенаправленность. Бурное проявление чувств постепенно затихало, и дети возобновляли активную деятельность. Обычно в такой обстановке помогает одобрение действий детей воспитателем, поэтому работа всегда успешно заканчивается.
Во вторую подгруппу вошли те дети, кто, сталкиваясь с затруднениями, также стараются преодолеть их, однако их усилия полностью зависят от педагога. Деятельность в основном представляет поэтапное выполнение указаний воспитателя. Самое главное для педагога в данной ситуации не только научить ребят работать, но и подвести их к осознанию: они могут выполнять задания самостоятельно.
Данную подгруппу составляют те дети, которые пытаются справиться, но кратковременно, с заданием. Им обычно мешает или чрезмерная импульсивность, или заторможенность. Если дети импульсивны, несдержанны, нетерпеливы, пытаются все сделать быстро, необдуманно; работают невнимательно хаотично, и, как следствие, выполняют ненужные действия. Несмотря на хороший темп, задание выполняется плохо, не завершается. Прилагаемые усилия детей явно недостаточны; суетливость мешает установить закономерность в выполнении задания или же, зачастую установив ее случайно, переносят на другие виды деятельности.
Дети легко отвлекаются на посторонние раздражители. Собственные эмоциональные переживания снижают качество выполняемой работы. Затруднительная ситуация значительно усиливает состояние эмоциональной напряженности, которая выражается неадекватностью поведения. В таком состоянии ребенок перекладывает собственную вину или на окружение, или на задание, или на игрушки. Ни в коем случае нельзя в данной ситуации принуждать, наставлять детей. Дети должны почувствовать: они ничем не отличаются от своих товарищей; их деятельность так же значима. Однако педагог, зная особенности характера данных детей, их чувствительность, дозирует задания, незаметно и ненавязчиво помогает, поощряет, стараясь добрым словом повысить положительный эмоциональный настрой.
Другая часть детей со второй подгруппы – заторможены, робки. Такие дети, сталкиваясь с трудностями еще больше замыкаются, темп деятельности, причем не стабильной, замедляется. Активность и деятельность тормозятся не столько посторонними раздражителями, сколько собственными эмоциональными переживаниями. Уже сама необходимость работать быстро вызывает затруднения, эмоциональные переживания более длительны и устойчивы, нежели у других.
Задача педагога – постоянно подбадривать таких детей, воспитывать у них положительное отношение к преодолению препятствий, к осознанию того, что успех работы – результат собственных усилий. Ребята должны быть уверены, что они все умеют, знают и все получится у них хорошо. Приветливое, проникнутое ласковым участием обращение педагога снимает напряжение, скованность, способствует формированию спокойного положительного настроя.
В третью подгруппу вошли дети, которые охотно выполняют легкие задания, а нередко и вовсе готовые уклониться от выполнения работы. Необходимость выполнения продолжения задания зачастую вызывает у них отрицательные эмоциональные проявления – недовольство, агрессию, безразличие.
Чтобы привлечь к работе таких детей педагогу на первых порах стоит ориентировать их на конечный результат деятельности. Целесообразно вводить компонент эмоционального предвосхищения результата, обращению к чувству собственного достоинства. Таким детям полезны ответственные поручения, выполнение которых обязательно фиксируется перед группой.
Подробные анализ групп показывает: аффективные дети сталкиваясь с затруднениями, нуждаются во внешней стимуляции, в участии педагога, в его прямой поддержке, помощи и корректировке действий.