ОЛЬГА ЧЕРЕМУХИНА
Педагогическое эссе
▼ Скачать + Заказать документы
«Образованный человек тем и отличается
от необразованного, что продолжает себя
необразованным»
К. Симонов
Я всегда хотела быть педагогом. И, видимо задатки к этому у меня были. Помню, как отец сказал мне: «Ты будешь учительницей, ты у нас самая спокойная». И действительно, я стала педагогом. Закончила Кудымкарское педагогическое училище с отличием, затем пермский педагогический университет факультет дошкольной педагогики и психологии. И пятнадцать лет проработала в реабилитационном центре для несовершеннолетних. А два года назад я пришла в детский сад и поняла, что, оказывается я дилетант в деле воспитания детей, по крайней мере, я так себя ощущала.
Публикация «Педагогическое эссе» размещена в разделах
Во - первых, это новые взгляды в педагогике, не успела я вникнуть в ФГТ, как вводятся ФГОС. Но мне, наверное, здесь легче перейти на новые стандарты, чем поколению педагогов с большим стажем, потому что переучиваться всегда сложнее.
Во- вторых, это нынешнее поколение детей, которые, естественно отличаются от нас в детстве, и которых, конечно нам трудно бывает понять и ещё труднее чем – либо удивить. Дети пресытились, потому что дома обилие игрушек, а семьи сейчас, в основном, небольшие, поэтому семья может позволить себе исполнить почти любую прихоть своего чада. Всевозможные игрушки это, наверное, хорошо, но есть одно но: дети настолько привыкли к готовым играм и игрушкам, что у них нет потребности что- то создавать самим: нужна к примеру, для игры кукольная мебель- значит она будет приобретена, зачем её мастерить из коробочек, нужна одежда для куклы - её легче купить, чем сшить вместе с ребенком. Это, конечно, хорошо, что ребенок не знает нужды, но только при этом нет поиска и нет работы воображения, которое является высшей психической функцией. Мультфильмы тоже в неограниченном количестве, интернет. Это все понятно, что без современных технологий мы тоже никуда, но опять же мы свое время слушали сказки по радио и тоже представляли, фантазировали, о чем нам читал диктор или рассказывала бабушка или мама. И еще, по моему мнению, часто портят детей бабушки. Тех бабушек, у кого есть какое либо хозяйство – единицы, и чем еще заниматься бабушке, если она на пенсии, чтобы почувствовать себя нужной, значимой? Заниматься воспитанием внуков. Бабушки у нас приходят на прогулку, чтобы проконтролировать воспитателей, хорошо ли одет их внук? Дети не умеют завязывать шнурки и тесемки, у них для этого есть бабушки. А в школе как? «Будет шапочка без тесемочек»,- отвечает заботливая бабушка; Бабушки очень внимательно относятся к питанию внуков и приносят свою еду, потому что «садиковскую он у нас не ест». Конечно, я не спорю, забота о ребенке должна быть, но если она не во вред. А для некоторых, понятия любить и баловать это синонимы.
Поэтому, современному воспитателю необходимо каждый день «изучать конъюнктуру» постигать психологию детей, тем более что они меняются от поколения к поколению вместе с развитием общества. Педагогу приходится все более изощряться, постоянно развиваться, чтобы создать условия для развития познавательного интереса ребенка, для развития потребности что-то создавать самим и так далее. А для этого надо проявлять искренний интерес к миру ребенка. Хотя бы начать с элементарного, с того, что посмотреть современные мультфильмы и, строя совместную деятельность с детьми, чаще использовать «Фиксиков» или «Смешариков». Для того, чтобы общение с ребенком было в радость и на пользу обоим, педагогу необходимо постоянно быть в поиске, развиваться, быть самокритичным и неугомонным. Кроме этого надо быть интересным ребенку как личность, с изюминкой, потому что дети не любят «пирожков ни с чем». Но в этом и вся прелесть труда воспитателя, постоянно меняться, развиваться, идти вместе с ребенком и на полшага впереди, иначе ты не будешь получать удовольствия от своей работы. Конечно, можно «ходить на работу» как ходит бухгалтер, токарь или продавец, получать зарплату, но удовольствия от своей деятельности не будет, и удовлетворения от результата тоже. Но тогда надо задуматься на своем ли ты месте, потому что нечестно по отношению и к детям, и к родителям, ведь они тебе доверили самое дорогое, что у них есть. Надо помнить всегда, что дети – это наш главный проект, потому что можно переделать токарю деталь, поэту переписать стихотворение, но нельзя вернуться назад на неделю или год и перевоспитать ребенка как переписать черновик, здесь черновиков не бывает, прожитый день уже не вернешь, нужно каждый день воспринимать как уникальный, и неповторимый. Не ждать лучших условий («вот когда…», потому что проблемы будут всегда, мы будем продолжать валиться с ног от усталости, и не успевать. Надо просто расставить правильно приоритеты, потому что цена упущенных возможностей очень велика. Ведь дети, я повторюсь, – наш главный проект, который мы пишем сразу на чистовик, и ошибки тут дорого обходятся. И исправить их часто невозможно.