Марина Николаевна Иванова
Адаптивная физкультура — путь к мотивации ЗОЖ посредством приобщения к событиям спортивной жизни родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ на сегодняшний день являются приоритетными направлениями деятельности всего общества. Многие идеи воспитания у детей с ОВЗ привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за неправильного воспитания, из-за неумения привлечь к спортивной жизни.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей с ОВЗ осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Мы считаем, что главное - помочь ребенку с ОВЗ выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать и использовать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Публикация «Адаптивная физкультура — путь к мотивации ЗОЖ посредством приобщения к событиям спортивной жизни родного края» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Возможно ли это с детьми ОВЗ?
При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка с ОВЗ в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь правильно преподнести информацию о здоровом образе жизни.
Поэтому именно в нашем учреждении приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Как привить навыки здорового образа жизни?
Мы предположили, что в результате целенаправленной и системной работы с детьми с ОВЗ по теме «Формирование представлений о спортивной жизни родного края и мотивации к ЗОЖ» возможно, у детей с ОВЗ будут сформированы не только представления о спортивной жизни родного края, чувство гордости за достижения спортсменов-земляков, но и сформируется база знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Исходя из данной проблемы, мы поставила перед собой цель: «Формирование у детей с ОВЗ мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством приобщения к событиям спортивной жизни родного края».
Для достижения данной цели, мы выдвинули следующие задачи:
1. Расширить кругозор детей с ОВЗ о событиях спортивной жизни родного края.
2. Повысить интерес к чувашским национальным видам спорта.
3. Развить патриотические чувства к родному краю на примере спортсменов и спортсменов пароолимпийцев родного края.
4. Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
Но как же сформировать у ребенка представления о событиях спортивной жизни родного края и мотивировать его к здоровому образу жизни увлекательно и интересно для него?
Проведенный анализ имеющейся литературы выявил, что разработок, конспектов занятий, методических пособий, дидактического и наглядного материала по формированию у ребенка с ОВЗ представлений о событиях спортивной жизни родного края недостаточно.
Перед нами возникла необходимость в создании необходимых продуктов деятельности, т. е. разработка сценариев, конспектов занятий, народных подвижных игр
Опираясь на учебное пособие Махаловой И. В., Николаевой Е. И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа», мы создала систему работы, которая обеспечивается серией разработанных конспектов занятий с включением народных подвижных игр, элементов национальных видов спорта. Нами разработаны циклы познавательных занятий «Олимпийские виды спорта», «Путешествие в страну здоровья», «Спортом занимайся - здоровья набирайся», «Спорт-сила».
Их использование предполагает знакомство детей с ОВЗ современными достижениями чувашского народа в области физической культуры и спорта и способствует формированию национального самосознания.
Цель данных конспектов - воспитание любви к малой Родине, любовь и уважение к национальному спорту, желание подражать героям спортсменам.
Используя данный практический материал каждый педагог, может ввести свои народные игры в любой конспект, изменить некоторые части занятия, выбрав что-либо из дополнительного материала.
Материалы опыта работы можно использовать как на всех видах занятий, так и в свободное время.
Практическая значимость нашего педагогического опыта заключается в возможности использовать материалы работы в воспитательно-образовательном процессе нашего учреждения и педагогами других коррекционных учреждений.
Творчество и новизна заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации данных разработок к конкретным условиям.
Для реализации намеченной цели и задач, с целью формирования у детей ОВЗ любви к спортивной жизни родного края мы организовываем экскурсии в спортивный комплекс «Улап», который находится в непосредственной близости с нашим - домом.
Благодаря таким экскурсиям ребята не только получают представления о значении физических упражнений для организма человека, но и знакомятся со спортсменами родного края.
Например, в целях знакомства современными достижениями чувашского народа в области физической культуры и спорта, ребята с ОВЗ встретились с тренером по боксу Ивановым Н. Г., Он подробно рассказал об успехах и результатах своих подопечных.
Для успешного включения этнокультурного содержания в воспитательно-образовательную работу, в классе создана соответствующая двигательная предметно-пространственная среда. В физкультурном зале появились национальные атрибуты, которые использовались в играх и забавах народа (войлочные мячи, змей, лук, стрелы и пр.).
Для класса мы оформили красочную презентацию с автобиографией спортсменов параолимпийцев родного края.
Мы не остановились на достигнутом, решили пойти дальше. В наших классах есть дети разных национальностей (чуваши, русские, татары). Для формирования толерантности, чувство уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих нашу Республику, мы создали альбомы с автобиографией спортсменов другой национальности.
Если дети с ОВЗ будут иметь представления о спортивной жизни других народов, то будет развиваться дружелюбие и уважение к людям разных национальностей.
Эти альбомы многофункциональны. Мы их используем в играх «Найди по описанию», «Кому что нужно».
Также для ознакомления со спортсменами родного края мы создали в классе книжки-малышки.
Организовали выставку рисунков «Спорт-сила» и «ЗОЖ»
Исходя из вышеизложенного, содержание педагогической деятельности показывает, что данная работа дает положительную динамику не только при ознакомлении детей с ОВЗ к спортивной жизни родного края, но и приобщает их к здоровому образу жизни.
Литература
1. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары, 2004.
2. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары, 2003. Махалова, И. В. Физическое развитие ребенка средствами чувашского фольклора / И. В. Махалова // Хрестоматия «лку (Родник)» / Под ред. Г. П. Захаровой. – Чебоксары, 2006.
3. Махалова И. В. Этнокультурная составляющая образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» / И. В. Махалова // Народная школа. – 2011. - № 5. – С. 81-82