Наталья Шуманская
Адаптивная физкультура при аутизме
Физкультура для детей с аутизмом решает не только чисто физические проблемы, но и:
развивает способность к имитации (подражанию);
стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;
формирует навыки произвольной организации ребенком движений собственного тела;
воспитывает коммуникативные навыки и способность к взаимодействию внутри коллектива.
Кроме того, с помощью правильно подобранной программы ЛФК можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи.
СОЦИАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Публикация «Адаптивная физкультура при аутизме» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Правильно спланированная программа лечебной физкультуры способна создать интересное и безопасное с точки зрения аутиста пространство, в котором можно взаимодействовать с другими людьми – тренером, родителями, другими детьми. Таким образом, ЛФК может стать для ребенка отличной возможностью для практики социальных навыков.
ФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА
Двигательная сфера аутичного ребенка отличается наличием стереотипий, сложностями в формировании действий с предметами и бытовых навыков, расстройствами моторики и т. д. Движения аутиста могут быть вялыми или, напротив, излишне скованными, непластичными. Низкая произвольность движений у аутичных деток в большинстве случаев влечет за собой нарушение координации движений, а их мышечная сила обычно существенно ниже, чем у нейротипичных сверстников. Учитывая все это, адаптивная ЛФК является важнейшим средством корректирования нарушений двигательной функции и стимулирования физического и моторного развития.
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Сильные мышцы и выносливость – обязательные условия не только для поддержания хорошей физической формы, но и для социальной активности детей с РАС. Физически развитый ребенок имеет гораздо больше возможностей для общения с ровесниками и участия в играх, требующих подвижности и физической активности.
МОТОРИКА
Основные подвиды физической активности и связанных с ней социальных возможностей подразумевают использование навыков моторики – целенаправленных движений, бега, умения бросить и поймать что-либо и т. д. Лечебная физкультура способна существенно улучшить моторные навыки у аутичных малышей и подростков.