Получи документы

Адаптированная рабочая программа музыкального руководителя для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Ольга Федина
Адаптированная рабочая программа музыкального руководителя для детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка….стр. 3

1.2 Цели, задачи, условия и формы реализации программы…. стр. 5

1.3 Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы…. стр. 6

1.4 Цели и задачи психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка»…. стр. 7

1.5 Планируемые результаты развития

2. Содержательный раздел

2.1 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ…стр 8

2.2 Содержание диагностико-мониторинговой деятельности … …. стр. 10

Публикация «Адаптированная рабочая программа музыкального руководителя для детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы….стр. 14

3.2 Работа с родителями…. стр. 15

3.3 Перспективный план индивидуальной коррекционной работы на 2021 г. – 2022 г…стр. 17

4. Список литературы

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.

Индивидуальная образовательная программа разработана на основе :

- Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

- Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Письма Министерства образования и науки от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3/2/4/3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- основная образовательная и адаптированная для детей с нарушением речи программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - Детский сад №8» г. о. Саранск республики Мордовия составлена с учетом рекомендаций ПМПК по определению образовательной программы. (далее – ДОО);

Актуальность проблемы

Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования ребенка в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, социальных работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества. Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса.

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, воспитывающихся в общеобразовательных учреждениях, должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей, и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом в дальнейшем подготовить его к обучению в школе.

Для оказания помощи детям в ДОУ организована целенаправленная педагогическая деятельность. Работа строится в тесной взаимосвязи специалистов ДОУ: педагог – логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, старшая медсестра. Они разрабатывают и реализуют индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми - инвалидами, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется как в дошкольном учреждении, так и на дому (по индивидуальным показаниям) и имеет как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические, обусловленные иными возможностями ребёнка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными способностями, характером заболевания.

Программа коррекционно-развивающей работы разработана по методике арт. терапии с детьми ОВЗ и инвалидами, целью которой является коррекция нарушений здоровья средствами музыкального искусства. Проведение музыкальных занятий способствует созданию атмосферы психологической защищенности и доверия ребенка к педагогу, взаимопонимания и взаимодействия, снижению эмоционально психологического напряжения, формированию положительных эмоций, обеспечению чувства комфортности ребенка в эмоционально двигательном самовыражении, осознанию и осмыслению собственного «Я», преодолению барьеров в общении, формированию коммуникативных навыков, развитию внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии.

Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является компилятивной и составленной на основе:

«От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

«Музыкальная коррекция детей с ОВЗ» Е. Н. Катышева

• «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» - корекционно-развивающая программа М. А. Федосеева

• методического пособия Арсеневской О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду

• Здоровье сберегающие технологии

Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи. Работа музыканта в дошкольном учреждении не должна подменять или копировать работу логопеда. Но, тщательно отбирая музыкальный материал, используя эффективные методы и приемы в работе, музыкальный руководитель может подготовить почву для работы логопеда. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыко-терапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ОВЗ.

Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

1.2 Цели, задачи, условия и формы реализации программы

Цель: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями средствами музыкальной деятельности. Построение системы, предусматривающей коррекционно - полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ОВЗ.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи коррекционной работы :

• способствовать развитию и коррекции речевого аппарата

• стимулировать игровую, коммуникативную активность ребенка

• формировать произвольную регуляцию поведения

• развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности

• вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений

• формировать представления об окружающем мире

• воспитывать культурные привычки в процессе общения со взрослыми и детьми

Условия реализации программы :

- хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната-зал с хорошей звукоизоляцией для избежания посторонних звуков, которые могут помешать процессу;

- набор музыкальных инструментов;

- использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио.

Срок реализации программы – один год. Для проведения индивидуальных музыкально-коррекционных занятий создано безопасное пространство, обстановка подобрана специально для музыкальной терапии.

льзование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое развитие» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

1.4 Цели и задачи психолого-педагогической работы в образовательной области «Музыка»

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

o Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой.

o Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух.

o Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма.

o Формировать певческий голос и выразительность движений.

o Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

o Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.

Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства, и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов- классиков (М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский).

Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.

Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии. Продолжать развивать умение играть в ансамбле небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков.

1.5 Планируемые результаты развития

• Проявляет активность в подпевании фразы в песне

• Эмоционально реагирует на содержание песен.

• Узнает знакомую мелодию, различает звуки по высоте.

• Проявляет способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д., передает образы (солдат марширует, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

• Различать музыкальные инструменты по звуку и называть их (скрипка, фортепиано, бубен, гармонь и т. п.)

2. Содержательный раздел

2.1 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ - (ИОМ)

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Составление индивидуальной программы развития способствует максимально эффективной реализации программного содержания, защищает от односторонности в работе и возможных упущениях, помогает разумно использовать рабочее время.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя с детьми – инвалидами являются:

- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности

- проведение индивидуальных занятий с ребенком инвалидом

- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств

- ведение соответствующей документации

Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения.

Цель индивидуального маршрута развития ребё нка: отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе рекомендаций доктора, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка.

Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка.

• определить и создать адаптированные условия воспитания и обучения ребенка

• контроль за психофизическим состоянием

• проведение музыкально-оздоровительных мероприятий;

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

• изучение документов, личных дел

• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка

• изучение социума (социального окружения) ребенка диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка :

1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

2. Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - коррекция речевой сферы, эмоционально-волевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка.

Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3. Составление индивидуальной программы сопровождения

4. Реализация намеченной программы.

В конце учебного года музыкальный руководитель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника ОВЗ и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

Индивидуальный образовательный маршрут – ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями воспитанника, исходя из его конкретного диагноза.

Общие сведения

ФИО ребёнка Фейсханов Эмиль Дамирович

Дата рождения 10.05.2016 г.

Диагноз ОНР 2 ур., ст. Дизартрия, ринолалия.

Статус – «ребёнок – инвалид» с 16.12.2020 г.

Возрастная группа Старшая группа коррекционной направленности

Дата поступление в ДОУ 21.08.2020 г.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка. Эмоциональный фон ребёнка устойчив, всегда в спокойном состоянии. Перепадов настроения не наблюдается – уровновешен. В общении со сверстниками не конфликтен.

На занятиях по ФЭМП не испытывает сложностей при овладении программным материалом. На занятии по продуктивным видам деятельности практически не нуждается в помощи взрослого. В групповой работе не проявляет инициативы. Устные ответы даёт охотно. Уровень развития речи не соответствует возрастной норме. Отмечается заикание, трудности в произношении звуков, нарушение звукопроизношения во время пения на музыкальных занятиях. Состояние здоровья соответствует 4 группе.

Психологические особенности Внимание устойчивое, часто отвлекается на внешние раздражители, значительные трудности сосредоточения при увеличении объёма стимульного материала отсутствуют.

Мышление наглядно – образное. При подборе конкретных понятий к обобщающему слову не испытывает трудностей. Отмечается устойчивый способ выполнения заданий.

На занятиях быстро включается в работу. Темп выполнения заданий средний. Общий эмоциональный фон позитивный, преобладает жизнерадостное настроение.

Ребёнок общительный со сверстниками и взрослыми. В играх предпочитает роли второго плана. Отдаёт предпочтение настольным, дидактическим и предметно – действенным играм самостоятельно или с группой сверстников. Хорошо взаимодействует со взрослыми, обращается с вопросами, выполняет поручения.

Общая характеристика и рекомендации По результатам комплексного обследования сделано заключение о возможности регулярного посещения ребенком общей группы.

ПМПК, включая характер адаптации к условиям ДОУ ребенка Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе : коррекцию звукопроизношения (логопед); развитие пространственных представлений, расширение запаса знаний об окружающем мире (воспитатель, стабилизацию внимания, памяти (психолог, развитие саморегуляции, самоконтроля (все специалисты, развитие навыков игрового взаимодействия (воспитатель, музыкальный руководитель, психолог, развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанника, гармонизацию родительского взаимодействия (музыкальный руководитель, психолог, воспитатель).

Рекомендовано проводить индивидуальную коррекционную работу по индивидуальному плану в образовательной области «Музыка» (10-12 минут с ребенком 2 раза в неделю). придерживаясь гибкого графика, чтобы не лишать ребенка возможности поиграть с детьми.

Организационно-педагогические реализации ИОМ условия Образовательные технологии, программы :

«От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

«Музыкальная коррекция детей с ОВЗ» Е. Н. Катышева

• «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» - корекционно-развивающая программа М. А. Федосеева

• Здоровье сберегающие технологии

Здоровье сберегающие технологии Валеологические песенки-распевки (развивают речь, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению);

Дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способности детей.

Артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание).

Оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей).

Игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма).

Пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук).

Речевые и логоритмические игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности).

Музыкотерапия :

- инструментальная музыкальная терапия

- вокал терапия

- танце терапия

- музыкальная релаксация

Данные технологии повышают иммунитет детей, снимают напряжение и раздражительность, направлены на коррекцию речевого аппарата, психоэмоциональной сферы ребёнка, активный метод коррекции природных данных: голоса, слуха, чувства музыкальной формы.

Планируемый результат коррекционно -развивающей работы.

Разработанные в ДОУ системы коррекции показывают возможности детей с ОВЗ достигать достаточного уровня психического развития, преодолевая негативное влияние дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении и коррекции позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе общего развития ребёнка.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

2.3 Содержание диагностико-мониторинговой деятельности

Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия.

Для реализации поставленных задач необходимо осуществлять диагностико - мониторинговую деятельность в трё х направлениях:

• диагностика,

• контроль,

• мониторинг.

Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога детского сада высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

12. 10. М. Андреева Сборник песен и пьес для детей младшего возраста «Дождик песенки поёт» Издательство «Музыка» Москва 1981 г. - 55

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 летРабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет. Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная рабочая программа музыкального руководителя для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 23 августа 2023 в 09:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная рабочая программа музыкального руководителя для детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД