Ветчинкина Галина
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
по познавательному развитию и предметно-практическим действиям
на 2021-2022 учебный год
Возраст детей : 7-18 лет.
Автор-составитель:
учитель-дефектолог
Ветчинкина Г. М.
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Цель и задачи программы…. 7
1.3. Учебный план…. 7
1.4. Содержание программы….7
Публикация «Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию, Пояснительная записка» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
1.5. Планируемые результаты….10
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график…. 15
2.2. Условия реализации программы…. 16
2.3. Формы аттестации…. 17
3. Список литературы…17
ПРИЛОЖЕНИЕ…
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая программа по познавательному развитию и предметно-практическим действиям разработана на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Все в моих руках».
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. N 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей организованы в соответствии со следующими уровнями сложности:
I уровень: Предполагает получение знаний, умений и навыков по всем направлениям программы и их реализации при поддержке педагога (специалиста).
II уровень: Предполагает получение знаний, умений и навыков по всем направлениям программы и их реализации при минимальной поддержке специалиста.
III уровень: Предполагает усвоение знаний, умений и навыков по всем направлениям программы и их самостоятельная реализация.
Рабочая программа «По ступенькам знаний» имеет социально-педагогическую направленность, определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с воспитанниками с УО с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И. М., Ульянцевой М. В., Комаровой, С. В. Стребелевой Е. А., Екжановой Е. А., Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П. и др.
Актуальность создания программы обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей-инвалидов, необходимостью включения самого ребенка в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА, с расстройствами аутистического спектра (РАС, генетическими нарушениями (синдром Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей. Все это подразумевает: своевременное выявление трудностей у детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание благоприятных условий для воспитанников по освоению программы : учет психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка-инвалида, адаптация содержания учебного материала, обеспечение на занятиях здоровьесберегающих условий: создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, смена видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Ценность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное дает возможность воспитанникам развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе.
Программа опирается на следующие дидактические принципы:
единство диагностики и развития
деятельный принцип коррекции
индивидуально – дифференцированный подход
комплексный подход в организации коррекционной работы
принцип «от простого к сложному»
постепенность.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим разделам:
Умеренная и тяжелая умственная отсталость :
Развитие восприятия и действий с предметами
Формирование элементарных математических представлений
Предметное и социальное окружение
Ознакомление с природой.
Глубокая умственная отсталость :
Развитие восприятия и действий с предметами
Предметное и социальное окружение.
Адресат программы : программа по познавательному развитию и предметно-практическим действиям предназначена для детей – инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА, с расстройствами аутистического спектра (РАС, генетическими нарушениями (синдром Дауна, Санфилиппо, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.
Срок реализации программы : 2021-2022 учебный год.
Форма обучения – очная.
Количество часов, отведенных на дополнительное образование воспитанников, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости - 68 часов учебного времени на каждого ребенка в год. Возможны изменения количества учебного времени в пределах 10% в связи с переносом праздничных и выходных дней в течение года.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, если на ребенка отведено 68 часов учебного времени в год (длительность занятия - от 20 до 30 минут, с перерывом не менее 10 минут. Обязательные условия: включение в структуру занятия не менее двух физминуток, а также использование здоровьесберегающих технологий.
Формы организации обучения
Основным способом организации коррекционно-развивающей деятельности является объединение детей в учебные группы, т. е. группы воспитанников одного уровня обучения. Оптимальная наполняемость учебной группы от 1 до 3 детей, что обусловлено спецификой реализации программы. Занятия могут проводиться не только индивидуально, но и в парах, микрогруппах в зависимости от психофизических, возрастных способностей ребенка – инвалида, его интересов и строятся на основе предметно-практической деятельности, системы специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций.
При обучении используются разнообразные формы проведения занятий: практическое занятие, занятие-путешествие, экскурсия, наблюдение, викторина, занятие - игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, игровая программа, конкурс, презентация, сказка, и др.
В коррекционно - развивающем процессе целенаправленно используются следующие методы и приемы обучения:
- совместные (сопряженные) действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Эти игры и упражнения на каждом занятии закан-чиваться графическими действиями воспитанников, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях. Продуманное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение умственно отсталого ребенка.
Используемые типы занятий:
изучение нового материала.
обобщение и закрепление знаний.
самостоятельное применение полученных знаний и навыков.
комбинированный.
диагностический.
Характеристика особенностей познавательного развития детей с УО
Для детей школьного возраста с УО характерны следующие особенности познавательного развития :
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи : фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, среди воспитанников со сложной структурой дефекта имеется дети с синдромом Дауна, дети с РАС, дети с ДЦП.
Особенности познавательного развития детей с СД :
а) Медленное формирование понятий и становление навыков:
- cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
- необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
- низкий уровень обобщения материала;
- утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
б) Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
- трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
- сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
- трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
- нарушения целеполагания и планирования действий.
в) Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
г) Особенностью их предметно-практического мышления является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
д) Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
Особенностью детей с РАС, осложненное умственной отсталостью является :
а) Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется таким образом:
- отсутствие взгляда в глаза;
- отсутствие интереса к сверстникам;
- отсутствие интереса к общению;
- отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;
- затруднения в выражении чувств взаимности.
б) Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается:
- в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи;
- дефектах речевых оборотов;
- в повторении речевых оборотов;
- отсутствии разнообразной игры.
в) Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это:
- в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям;
- иногда это бывает маньеризм;
- в повышении интереса к сенсорной стимуляции.
У детей с РАС выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Ребенок не играет вовсе, либо играет однообразно и стереотипно. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у большинства детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев.
Для детей с ДЦП характерно тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем, в том числе и в функционировании двигательного анализатора. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. У всех детей имеется выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.
Все психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
- нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.
Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности :
- возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр. ;
- повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития познавательной сферы детей с умственной отсталостью в соответствии с их психофизическими возможностями, формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи:
развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность детей;
способствовать формированию целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами;
развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
расширять представления о себе и ближайшем социальном окружении;
формировать пространственно-временные и элементарные математические представления;
развивать сенсорно-перцептивные способности в различных видах деятельности.
1.3. Учебный план (ТУО)
№ Название разделов программы Количество часов
1 УРОВЕНЬ
1 Развитие восприятия и действия с предметами 17
2 Формирование элементарных математических представлений 17
3 Предметное и социальное окружение 17
4 Ознакомление с природой 17
Итого: 68
2 УРОВЕНЬ
1 Развитие восприятия и действия с предметами 17
2 Формирование элементарных математических представлений 17
3 Предметное и социальное окружение. 17
4 Ознакомление с природой 17
Итого: 68
3 УРОВЕНЬ
1 Развитие восприятия и действия с предметами 17ч
2 Формирование элементарных математических представлений 17ч
3 Предметное и социальное окружение 17ч
4 Ознакомление с природой 17ч
Итого: 68ч
Учебный план (ГУО)
№ Название разделов программы Количество часов
1 УРОВЕНЬ
1 Развитие восприятия и действия с предметами 34
2 Предметное и социальное окружение 34
Итого: 68
2 УРОВЕНЬ
1 Развитие восприятия и действия с предметами 34
2 Предметное и социальное окружение 34
Итого: 68
3 УРОВЕНЬ
1 Развитие восприятия и действия с предметами 34
3 Предметное и социальное окружение 34
Итого: 68