Любовь Комарова
Адаптационный тренинг «Я — успешный педагог!»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный тренинг
Адаптационный тренинг «Я – успешный педагог»
Цель тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов.
Задачи:
• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.
• Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.
• Предоставление возможности молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.
Материалы: памятка для молодых педагогов, повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры.
Сценарий:
- Здравствуйте, рада приветствовать всех на нашем тренинге.
1. Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
доверительный стиль общения;
активное участие в происходящем;
общение по принципу «здесь и теперь»;
уважение к говорящему.
2. Необычное задание сейчас: придумайте себе имя, которым вас будут называть только на тренинге. Для лучшего общения мы с вами напишем ваши имена на бейджиках, с помощью фломастеров. Расскажите о своём имени так, чтобы участники тренинга смогли его запомнить.
Вопросы:
что узнали нового об участниках тренинга;
что запомнилось;
как себя сейчас чувствуете.
«Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые педагоги описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие, наоборот, отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в наш коллектив. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего».
Предлагаю высказаться об этом в кругу. Высказываясь, стараться обращать внимание на следующие вопросы:
• На что я обратила внимание, придя первый раз в данный коллектив?
• Какие чувства я испытывала при этом?
• Что я обо всем этом подумала?
• Как изменились сейчас мои первоначальные представления?
Итак, социально-психологическая адаптация сотрудника представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив.
Предлагаю выполнить нам всем упражнения.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника.
В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций.
После выполнения упражнения задаются вопросы:
– как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
– какие были трудности в процессе выполнения задания?
– какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?
Упражнение «Мои профессиональные планы».
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
-Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.
Вопросы, которые могут задаваться:
• Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
• Какая между ними связь?
• Чем отличаются рисунки участников? и т. д.
-Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.
Вопросы для обсуждения:
• От кого зависит возможность осуществления этих планов?
• В какое время они должны произойти?
• Что может помешать тебе осуществить свои планы?
• Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т. д.
Упражнение «Чемодан»
Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данном коллективе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.
Рефлексия по кругу
Участники делятся впечатлением от тренинга, говорят о планах на будущее.