Банникова
Адаптация сотрудников к условиям ДОУ
▼ Скачать
Зачем нужна «организованная» адаптация новых сотрудников, да и нужна ли она вообще? На практике довольно редко в организациях уделяется внимание адаптационным процессам, «акклиматизации» новых сотрудников. Как правило, происходит стихийная адаптация нового сотрудника на рабочем месте, без каких-либо адаптационных программ.
Публикация «Адаптация сотрудников к условиям ДОУ» размещена в разделах
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности
Адаптация человека к производственной деятельности это адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. Сущность остальных форм адаптации понятна из названий.
Под адаптацией сотрудников мы понимаем взаимное приспособление организации и сотрудника, в результате которого сотрудник осваивается в новой организации, а именно:
учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях;
находит свое место в структуре организации, как специалист, способный решать задачи определенного класса;
осваивает организационную культуру;
включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений
С. Г. Попов выделяет следующие преимущества, которые создает
осуществление целенаправленных мероприятий по адаптации : [2]
1) уменьшение начальных издержек при входе сотрудника в организацию. Это позволяет быстрее входить в курс дел и эффективно работать;
2) снижение напряженности у работника при входе в новую должность;
3) сокращение текучести кадров за счет снижения психологического барьера при входе в организацию;
4) экономия рабочего времени непосредственного начальника, затрачиваемого на объяснения и обучение новичка;
5) реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой (вводная беседа);
6) обучение (научение) поведению в организации (введение в организационную культуру).
Виды адаптации :
первичная – приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускников ВУЗов);
вторичная – приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (в данной профессии либо в иной).
Современная ситуация характеризуется тем, что происходящие социально-экономические изменения ещё в большей степени востребовали разработку комплексной системы адаптации персонала. Перед руководством учреждения, наряду с углублёнными знаниями о психических особенностях людей, занятых в сфере образования, поставлена главная задача – разработка концептуальных подходов и поиск методов и средств организации работы по совершенствованию системы адаптации и профессионального обучения молодых сотрудников в образовательном учреждении
Принимая во внимание вышеуказанные причины, необходима разработка системы управленческой деятельности, которая нацелена на оптимизацию процесса адаптации сотрудника к условиям ДОУ, включающую в себя создание условий для эффективности работы адаптации, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к организации и реализма в ожидании, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности.
С точки зрения управления персоналом в организации адаптация имеет двойную направленность. С одной стороны, новичок знакомится с коллективом с новыми обязанностями и условиями труда, пытаясь осознать и принять их. С другой стороны, сама организация изменяется и адаптируется к особенностям сотрудника. В связи с этим А. П. Егошин различает два процесса адаптации : адаптацию персонала и адаптацию работника. [3]
«Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации. Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу». Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается два одновременно происходящих процесса привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить, как взаимное приспособление сотрудника и организации. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того насколько успешно это приспособление.
Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается
процессом адаптации. Как уже отмечалось, адаптация означает приспособление индивидуума к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.
Для учреждения очень важно, чтобы каждому ее сотруднику была предоставлена возможность реализовать свой талант в самой полной мере и способом, который наиболее соответствует индивидуальным особенностям этого сотрудника»
Таким образом, попадая, новый коллектив вы становимся, членом большой и дружной семьей и необходимо помнить, что от первого впечатления зависит многое. Чем быстрее вы пройдете адаптационной период и подключитесь к работе и станете частью коллектива. И каждый раз, приходя на работу, ваш руководитель будет доволен тем, что является сотрудником именного этого учреждения.
Список литературы
1. Белая. К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М. : «Творческий центр». 2000. 81 с.
2. Вестник Челябинского государственного университета. 2013.№33(324). Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. с 149-159.
3. Егоршин А. П. «Управление персоналом» учебник для вузов. Издательство НИМБ 2003г
4. Жук А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. - метод. пособие / А. И. Жук., Н. Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2014. - 335 с.
5. Ивлева В. В. Системный подход к адаптации сотрудников // МИКСПЕРСОНАЛ. 2006. № 3-4.
6. Махина Т. А. Адаптация новичков : слагаемые эффективности // Кадровый менеджмент. 2003. № 3.
7. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М. : Айрис – Пресс.
8. Мих Е. В. Статья из журнала: адаптация молодых специалистов в ДОУ
9. Тимофеева, Бережнова. Повышение профессиональной компе-тентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие