Получи документы

Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду

Наталья Гуришева
Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду
▼ Скачать

Основные черты, характеризующие синдром гиперактивности, это общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общепринятым правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. И первая особенность таких детей в том, что процессы возбуждения в центральной нервной системе у них преобладают над процессами торможения. В результате ребенок не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно выполнять задания. Естественно, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля, становится для него особенно трудной.

Публикация «Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду» размещена в разделах

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению. Причем это возбуждение начинает расти, если этот ребенок находится в коллективе. Если он один – он более спокоен. Один из важнейших методов адаптации ребенка с синдромом гиперактивности к детскому саду – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском дошкольном учреждении. Эти условия организуются в соответствии с особенностями функционирования центральной нервной системы ребенка.

Один из способов помочь детям с гипервозбудимостью – это давать им послабление режима детского сада. Послабление режима выражается в том, что ребенок находится в детском саду в течение недели меньшее количество часов, чем другие дети. Либо он уходит из группы раньше, либо имеет в течение недели «дополнительный выходной день», по индивидуальному согласованию с родителями. Поэтому важно иметь эти доверительные отношения с родителями и важно поинтересоваться, как ведет себя ребенок дома после детского сада. Следующая особенность детей, перенесших гипоксию внутриутробно или при рождении, это так называемая «расторможенность». Это качество означает, что этим детям труднее, чем другим, приостанавливать ту деятельность, которую они начали, особенно в ответ на команду взрослого остановиться. Таких детей рекомендуется не останавливать командой с частицей «не» в начале, а переключать их на другую деятельность при помощи положительно сформулированной команды. Если родители и воспитатели будут излишне часто «останавливать» ребенка, это может в конце концов вызвать у него нервный срыв.

Поэтому наказания с лишением двигательной активности могут вызвать нежелательную двигательную активность ребенка в другие периоды дня. Предпочтительней, когда применяемые меры, включают ребенка в двигательную активность, направленную на исправление допущенной им ошибки, или негативных последствий совершенного им поступка. Например: уронил цветочный горшок – подмести землю, пересадить цветок; сломал игрушку – починить её вместе с воспитателем или родителями; подрался – нарисуй обиженному рисунок. Еще одна особенность детей, перенесших гипоксию, состоит в том, что у них страдает усидчивость, что является частой формой проявления гипервозбудимости и расторможенности. Такому ребенку трудно высидеть на стульчике всё занятие, особенно тогда, когда занятие не включает в себя элементов двигательной активности, и когда не соблюдаются в занятиях рамки возрастных норм, касающихся продолжительности занятий. Такой ребенок будет «плохо вести себя» на занятиях. Например, он может вертеться, вставать, отвлекаться, или задевать сидящих рядом, разговаривать. Иной просто встанет и начнет бегать, пойдет играть. Важно отслеживать соблюдение временных рамок в занятиях воспитателей с детьми. Работа состоит в том, чтобы дать им возможность расслабиться, помочь им снизить те завышенные требования, которые они предъявляют сами к себе, и к детям.

Несколько похожая проблема возникает во время тихого часа. Часть детей из тех, кто перенёс гипоксию, очень долго не могут заснуть, либо вообще не могут заснуть днем. Более того, им трудно лежать спокойно в течение всего тихого часа (если они не заснули). Здесь вопрос должен решаться индивидуально. Если ребёнок не может лежать, то он должен быть выведен из группы. Ответственность родителей состоит в том, чтобы забирать ребенка из детского сада с полдня или на период тихого часа. Здесь необходимо развивать понимание того, что это необходимо в интересах психического и физического здоровья ребенка.

У детей, перенесших гипоксию, наблюдается повышенная агрессивность.

То есть, эти дети более драчливы, чем другие, и часто создают этим в группе особые проблемы. Ребенок должен находиться в атмосфере, в которой он: 1) не получал бы от взрослых негативных образцов гневного, агрессивного поведения, 2) не имел бы поводов реагировать агрессивно, 3) получал бы стимулы для гармоничного развития сферы чувств. А именно, все разнообразие чувств ребенка должно приниматься и поощряться. В противном случае гнев начинает разрастаться как единственно возможный способ выражения чувств, 4) чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, как физической, так и психологической, чтобы он не имел необходимости защищаться

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педагогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегать повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.

6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)

7. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных ребят.

8. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10. Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем.

11. Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негативное воздействие, чем на здоровых детей.

12. Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.

13. Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекающие факторы.

14. Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помощью в случаях затруднения.

Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе всё отчётливее. Нам нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду»Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду» Адаптация– это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду
Опубликовано: 25 декабря 2021 в 14:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гуришева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД