Лучший педагог года

Советы педагога-психолога «Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении»

Шарнова Ирина Петровна
Советы педагога-психолога «Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении»

Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении. Советы педагога- психолога

Психологи определяют адаптацию как процесс вхождения ребенка в новую социальную среду и привыкание к ее условиям.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. Отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники; необходимо

Публикация «Советы педагога-психолога „Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

соблюдать чёткий дневной распорядок; нужно взаимодействовать с другими детьми.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

-нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;

-сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;

-регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки; снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

-снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

-агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

-понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Всех родителей интересует вопрос: когда же закончится адаптация и ребенок привыкнет к детскому саду? Длительность адаптационного периода у всех разная.

Психологи выделяют 3 степени адаптации :

Легкая- длится от 2-до 4 недель

Средняя – длится не менее 1,5 мес.

Тяжелая- длится до 64 и более дней

Легкая адаптация : малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.

Признаки:

-ребенок без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

-при обращении глядит в глаза педагогам;

-способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени;

-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

-адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

-рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести: адаптационный период длится не менее 1,5 месяцев. При этом:

-ребёнок часто болеет,

-демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив;

-ребенок с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

-при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

-общается со сверстниками и воспитателем;

-придерживается озвученных правил и распорядка;

-адекватно реагирует на замечания;

- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация : малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.

Дети с тяжелой адаптацией :

-проявляют открытую агрессию при посещении садика;

-уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет.

В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации :

-нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

-отказ заходить из раздевалки в группу;

- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

-агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Причины, почему ребенку тяжело привыкнуть к детскому саду?

1) ребенок не подготовлен к посещению детского сада (не сформированы КГН, не умеет самостоятельно играть с игрушками, режим в семье не совпадает с режимом ДОУ);

2) состояние здоровья (здоровому ребенку легче адаптироваться в новых условиях);

3) условия жизни в семье (если ребенок до детского сада контактировал с другими взрослыми, его брали в путешествия, возили на дачу к бабушке, ему легче адаптироваться);

4) ограниченное общение со сверстниками (трудно адаптируются дети, чей круг общения сведен к минимуму: мама, папа, бабушка); у таких детей большое количество сверстников в группе вызывает страх, желание побыть одному);

5) возраст ребенка : ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года. Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

И еще! Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трё хлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Как облегчить период привыкания?

-самое важное правило: спокойная мама, спокойный ребенок (отдавая ребенка воспитателю старайтесь сохранить спокойствие, дети хорошо чувствуют эмоциональное состояние);

-сократите время расставания: если мама раздела ребенка и оттягивает момент прощания, то она дает повод для страха и волнения. Совет : долгих прощаний не устраиваем, переодеваем ребенка, уверенно, с позиции взрослого, прощаемся, говорим, когда заберем, целуем в щечку, обнимаем и отправляем в группу.

-время нахождения в детском саду увеличиваем постепенно (начинаем с пары часов- касается тех, кто еще не начал ходить в сад, затем время пребывания увеличивается).

-посещайте детский сад регулярно; причиной отсутствия может быть только болезнь;

-придумайте ритуал прощания и придерживайтесь его постоянно;

-если ребенку тяжело расставаться, можно давать ему «оберег» (мамин «поцелуйчик» на листе бумаги, игрушку- засыпайку, фотографию мамы, ленточку и т. д.);

-создаем мотивацию для посещения детского сада (пойдем посмотрим, как там живет грузовичок, или куклы)

-никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке (ребенок может не понять, что вы говорите, но вашу негативную эмоцию считает достаточно хорошо)

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию :

-нельзя пугать ребенка детским садом (не будешь слушаться, в садик завтра пойдешь или воспитателю расскажу, какой ты дома хулиган);

-нельзя наказывать за слезы при расставании (слезы- это нормальная реакция, старайтесь не сердиться, спокойно говорите, что любите его и заберете);

-нельзя обещать то, что не сможете выполнить. Например, пообещали забрать ребенка после обеда и не выполнили обещание. Вы ушли, а ребенок запомнил, и будет вас ждать к назначенному времени. Как итог, ребенок перестанет вам верить);

-ограничьте посещение детских развлекательных центров

-в период адаптации не записывайте ребенка «развивашки» : это дополнительная нагрузка

Игры, помогающие быстрее адаптироваться.

Поиграйте с детьми в детский сад. Сюжеты различные:

«Дети собираются на прогулку»

«Дети обедают»

«Дети приходят в детский сад»

«Дети готовятся к дневному сну» и т. д.

Игра «Сочиняем сказку про детский сад»

Игра «Хорошо- плохо»

Варианты вопросов:

-драться

-дружить с другими детьми

-делать утреннюю зарядку и т. д.

Старайтесь приходить за ребенком пораньше, чтобы он не оставался последним в группе, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые приемы, стимулирующие у детей раннего дошкольного возраста интереса к приему пищи в дошкольном учрежденииИгровые приемы, стимулирующие у детей раннего дошкольного возраста интереса к приему пищи в дошкольном учреждении Все мы знаем, что дети большую часть времени проводят в детском саду, поэтому воспитатели играют огромную роль в формировании интереса.

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждении» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него начинается новая жизнь. Его впервые оторвали от мамы. Все для него новое, непривычное. Чтобы ребенок.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы педагога-психолога «Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 27 июля 2023 в 17:08
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы педагога-психолога «Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Шарнова Ирина Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД