Шарнова Ирина Петровна
Советы педагога-психолога «Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении. Советы педагога- психолога
Психологи определяют адаптацию как процесс вхождения ребенка в новую социальную среду и привыкание к ее условиям.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. Отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники; необходимо
Публикация «Советы педагога-психолога „Адаптация ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
соблюдать чёткий дневной распорядок; нужно взаимодействовать с другими детьми.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
-нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
-сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
-регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки; снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
-снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
-агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
-понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Всех родителей интересует вопрос: когда же закончится адаптация и ребенок привыкнет к детскому саду? Длительность адаптационного периода у всех разная.
Психологи выделяют 3 степени адаптации :
Легкая- длится от 2-до 4 недель
Средняя – длится не менее 1,5 мес.
Тяжелая- длится до 64 и более дней
Легкая адаптация : малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Признаки:
-ребенок без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
-при обращении глядит в глаза педагогам;
-способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени;
-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
-адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
-рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести: адаптационный период длится не менее 1,5 месяцев. При этом:
-ребёнок часто болеет,
-демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив;
-ребенок с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
-при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
-общается со сверстниками и воспитателем;
-придерживается озвученных правил и распорядка;
-адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация : малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.
Дети с тяжелой адаптацией :
-проявляют открытую агрессию при посещении садика;
-уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет.
В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации :
-нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
-отказ заходить из раздевалки в группу;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
-агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Причины, почему ребенку тяжело привыкнуть к детскому саду?
1) ребенок не подготовлен к посещению детского сада (не сформированы КГН, не умеет самостоятельно играть с игрушками, режим в семье не совпадает с режимом ДОУ);
2) состояние здоровья (здоровому ребенку легче адаптироваться в новых условиях);
3) условия жизни в семье (если ребенок до детского сада контактировал с другими взрослыми, его брали в путешествия, возили на дачу к бабушке, ему легче адаптироваться);
4) ограниченное общение со сверстниками (трудно адаптируются дети, чей круг общения сведен к минимуму: мама, папа, бабушка); у таких детей большое количество сверстников в группе вызывает страх, желание побыть одному);
5) возраст ребенка : ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.
Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года. Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.
И еще! Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трё хлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.
Как облегчить период привыкания?
-самое важное правило: спокойная мама, спокойный ребенок (отдавая ребенка воспитателю старайтесь сохранить спокойствие, дети хорошо чувствуют эмоциональное состояние);
-сократите время расставания: если мама раздела ребенка и оттягивает момент прощания, то она дает повод для страха и волнения. Совет : долгих прощаний не устраиваем, переодеваем ребенка, уверенно, с позиции взрослого, прощаемся, говорим, когда заберем, целуем в щечку, обнимаем и отправляем в группу.
-время нахождения в детском саду увеличиваем постепенно (начинаем с пары часов- касается тех, кто еще не начал ходить в сад, затем время пребывания увеличивается).
-посещайте детский сад регулярно; причиной отсутствия может быть только болезнь;
-придумайте ритуал прощания и придерживайтесь его постоянно;
-если ребенку тяжело расставаться, можно давать ему «оберег» (мамин «поцелуйчик» на листе бумаги, игрушку- засыпайку, фотографию мамы, ленточку и т. д.);
-создаем мотивацию для посещения детского сада (пойдем посмотрим, как там живет грузовичок, или куклы)
-никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке (ребенок может не понять, что вы говорите, но вашу негативную эмоцию считает достаточно хорошо)
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию :
-нельзя пугать ребенка детским садом (не будешь слушаться, в садик завтра пойдешь или воспитателю расскажу, какой ты дома хулиган);
-нельзя наказывать за слезы при расставании (слезы- это нормальная реакция, старайтесь не сердиться, спокойно говорите, что любите его и заберете);
-нельзя обещать то, что не сможете выполнить. Например, пообещали забрать ребенка после обеда и не выполнили обещание. Вы ушли, а ребенок запомнил, и будет вас ждать к назначенному времени. Как итог, ребенок перестанет вам верить);
-ограничьте посещение детских развлекательных центров
-в период адаптации не записывайте ребенка «развивашки» : это дополнительная нагрузка
Игры, помогающие быстрее адаптироваться.
Поиграйте с детьми в детский сад. Сюжеты различные:
«Дети собираются на прогулку»
«Дети обедают»
«Дети приходят в детский сад»
«Дети готовятся к дневному сну» и т. д.
Игра «Сочиняем сказку про детский сад»
Игра «Хорошо- плохо»
Варианты вопросов:
-драться
-дружить с другими детьми
-делать утреннюю зарядку и т. д.
Старайтесь приходить за ребенком пораньше, чтобы он не оставался последним в группе, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием!