Ушакова Анна Сергеевна
Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию часто сопровождается негативными проявлениями в его самочувствии и поведении: появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность; снижается активность по отношению к предметному окружению, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками; нарушается аппетит, сон, возрастает восприимчивость к болезням. В зависимости от выраженности этих симптомов различаются три степени адаптации ребенка к детскому учреждению: легкая, средняя и тяжелая.
Публикация «Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Адаптационный период является серьезным испытанием для маленького ребёнка. Поэтому в первую очередь воспитателю группы в процессе адаптации ребёнка к ДОО необходимо установить с каждым воспитанником эмоциональный контакт и ежедневно проводить работу с родителями, так как одним из необходимых условией успешной адаптации малыша является режим, а точнее, максимальная приближенность режима дня в домашних условиях к режиму в детском саду.
Большое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Некоторые дети легко, уверенно и с чувством достоинства вступают в новый коллектив, общаются с воспитателем, с помощником воспитателя, задают вопросы, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие дети сторонятся незнакомых взрослых,4 испытывают стеснение, опускают глаза. Третьи – испытывают явный страх перед общением с воспитателем. Такие дети стараются уединиться, отвернуться лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми они не умеют вступать в контакт.
Таким образом, опыт общения ребёнка с окружающими, который был им получен до прихода в группу детского сада, определяет характер его адаптации к новым для него условиям. Поэтому именно знание содержания потребностей ребёнка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период. Следовательно, ограничивая общение ребёнка с окружающими людьми (близкими и чужими, родители не предполагают, как это может отразиться на его адаптации, в то время, когда он покинет стены родного дома. Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже с первого года жизни расширять круг общения малыша. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних. В том случае, если ребёнок трудно привыкает к окружающим, ведёт себя весьма настороженно в кругу незнакомых, целесообразно разрешить маме побыть в группе. В её присутствии малыш чувствует защиту и уверенность, постепенно страх исчезает, и малыш начинает проявлять интерес к окружающим предметам. Со стороны мамы желательным будет постоянное побуждение ребёнка к обращению к воспитателю : попросить игрушку, сказать, какая тётя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит.
Таким образом, процесс социально-психологической адаптации можно разбить на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевую ориентацию; в) самоутверждение.
Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности.
С года до трёх лет дети особо уязвимы, поскольку именно в этот период ребёнку очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития малыша – способствует формированию таких важных качеств личности: как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. В период с семи месяцев до полутора лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с мамой становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. В восемь месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, прижимается к матери – страх перед чужими людьми длится до года двух месяцев. В последующие месяцы дети спокойнее воспринимают других людей. Именно в возрасте от восьми месяцев до года двух месяцев у ребёнка обостряются и совпадают два страха перед родной матерью и перед незнакомыми взрослыми. В этом возрасте дети особенно тяжело адаптируются к яслям, и родителям следует это учесть.
Дети двух-трёх лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи являются одной из причин затрудненной адаптации малыша к детскому саду. Часто боязнь новых людей и ситуаций может повлечь за собой непредсказуемые последствия: ребёнок становится более возбудимым, ранимым, плаксивым, он чаще болеет.
Мальчики с трех до пяти лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Итак, адаптация ребёнка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Во-первых, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к ДОО, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Психологами отмечен следующий парадокс: у ребёнка, начавшего посещать ДОО до года, легче складываются отношения с коллективом. Есть и обратная сторона данной ситуации: первичный эмоциональный контакт такой ребёнок устанавливает не с матерью, а со сверстниками, что в будущем не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы, такой ребёнок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Но, с другой стороны отсутствие эмоциональной связи с матерью может пагубно отразиться на дальнейшем развитии ребёнка.
К процессу адаптации ребёнка может также добавиться кризис трёх лет. Это период, когда малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится более ранимой, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды, что негативно сказывается на адаптации, о чём свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребёнка. Трёхлетний ребёнок обычно получает удовольствие от общения с людьми. Порой он даже способен выбрать повод для контакта самостоятельно. Однако в первые дни нахождения в детском саду некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребёнок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребёнку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает её за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Как только малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребёнка.
Для выявления всех факторов риска и построения правильного прогноза дальнейшего пребывания ребёнка в ДОО при зачислении обычно проводят анкетирование родителей, а также беседуют с ними об их ребёнке. Сегодня разработано большое количество вариантов анкет для родителей, с помощью которых можно получить необходимую информацию об особенностях раннего развития ребёнка, его привычках и склонностях. Данные сведения могут помочь медико-педагогическому коллективу правильно организовать жизнедеятельность ребёнка в группе детского сада, найти индивидуальный подход к нему.
Чтобы ребёнок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, необходимо как можно раньше устранить всё, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребёнка.
В психолого-педагогической литературе определены условия эмоционального благополучия детей дошкольного возраста : состояние здоровья малыша в период посещения им детского сада; особенности взаимодействия со взрослыми (воспитатель, специалисты); особенности взаимодействия с другими детьми группы; эмоциональная обстановка в группе; обстановка в семье. Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребёнку в детском саду.
Таким образом, психолого-педагогическое обоснование направлено на раскрытие содержательных аспектов организации жизнедеятельности в период адаптации к дошкольному учреждению, выполнение обязанностей педагогами и другими специалистами.
В процессе адаптации воспитателем решаются следующие задачи.
1. Установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком. Показателями того, что цель достигнута, являются следующие действия ребё нка: с удовольствие по утрам идёт в детский сад; улыбается, радуется, когда видит воспитателя; успокаивается от общения с воспитателем; ребёнок обращается за помощью к воспитателю; спокойно отпускает маму.
2. Помочь ребёнку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней. Показателями того, что цель достигнута, являются: ребёнок знает расположение и назначение комнат; знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
3. Помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Показатели того, что цель достигнута: ребёнок легко подчиняется режиму; сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
4. Помочь ребёнку установить правильные взаимоотношения со сверстниками. Показатели того, что цель достигнута: ребёнок охотно играет с детьми; спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым; ребёнок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.
Условия успешной адаптации ребёнка : необходимо правильно организовывать приём детей в детский сад; создать и постоянно поддерживать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе; систематически и непрерывно проводить работу с семьями воспитанников; рационально организовывать игровую деятельность в адаптационный период, основной целью которой будет формирование эмоциональных контактов «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок».
Можно дать следующие рекомендации воспитателям для успешной адаптации детей :
1. Набор детей в группу необходимо вести с периодичностью в 10 дней, так как это продолжительность адаптации при её легкой степени тяжести в острой фазе. Ребёнок через 10 дней будет эмоциональнее стабилен и легче перенесет страдания новичка. Дети раннего возраста склонны к синтонии, т. е. эмоциональному заражению друг от друга. Одновременное или с периодичностью в первых пяти дней поступление в группу двух и более детей обостряет адаптацию. Несоблюдение этого регламента приводит к увеличению острой фазы адаптации у детей, уже посещающих детский сад.
2. Недопустима смена воспитателей.
3. Нежелательны посещения группы посторонними людьми, исключены открытые мероприятия, травмирующие ситуации (прививки).
4. Воспитатель должен предъявлять к ребёнку адекватные требования, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
5. Необходимо придерживаться доброжелательного тона общения, ограничить запреты.
6. Организация предметной среды должна обеспечить ребёнку свободный доступ к любым игрушкам. Предметная деятельность позволяет снизить психоэмоциональное напряжение.
7. Можно разрешить принести одну любимую игрушку из дома.
Таким образом, важнейшими факторами, определяющими характер протекания адаптационного периода в раннем возрасте, являются физическое состояние ребенка, его возраст, сформированность общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития предметной деятельности. Для облегчения адаптации его к детскому учреждению педагоги должны создавать специальные условия организуя предварительное знакомство с семьей, согласовывая режим и воспитательные воздействия педагогов и родителей, привлекая мать или близкого взрослого к участию в режимных моментах, прогулках, играх и занятиях группы, налаживая эмоциональные и деловые контакты с ребенком.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.