Ольга Иванова
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: что за процесс и как помочь прожить этот период ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация это процесс привыкания к новым условиям, перестройки физических и психических процессов на новый лад. Безусловно, если ребенок раньше не ходил в детский сад, для него будет всё новое. Обстановка, коллектив (воспитатели, дети) и распорядок дня с режимными моментами. Но даже если ребенок ранее посещал другой детский сад, к новому месту у него тоже будет адаптация. Вспомните себя, кому приходилось менять школу или даже класс в детстве, потом устраиваться на новую работу. Момент очень волнительный и требуется время, чтобы привыкнуть. Так вот у подростков и взрослых психика крепче, чем у маленького ребенка. У малышей психические ресурсы ограничены, и взрослым нужно набраться терпения, чтобы помочь ребенку максимально комфортно войти в новый этап его жизни в социуме без родителей. Не стоит забывать, что в случае сильного давления, при отсутствии желания оставаться на дневной сон, ресурсов в психике малыша может не хватить и есть все шансы получить психологическую травм, которая, к сожалению, будет откликаться на протяжении всей жизни взрослого человека. Самая распространённая травма ОТВЕРЖЕНИЯ. «Мама меня не любит, она меня оставила в саду и больше не заберет отсюда». Если звучат подобные слова у ребенка, и вы понимаете, что это не элемент манипулятивного поведения, есть повод задуматься.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка к детскому саду: что за процесс и как помочь прожить этот период ребенку?“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
В период адаптации у дошкольников может иметь место:
- не стабильное психо-эмоциональное состояние и особенности поведения. Плаксивость, капризы, или наоборот, агрессия, повышенная утомляемость или гиперактивность;
- нарушение аппетита, отказ от еды или наоборот, повышенный голод;
- утрачивание приобретённых навыков, например, раньше ребенок мог сам одеваться, а с посещением детского сада забыл навыки самообслуживания
- ослабленный иммунитет, малыши встречаются с новыми вирусами в большой компании, и при стрессовых ситуациях иммунитет ослабевает. Частые простудные заболевания в период адаптации распространенное явление.
Выделяют три степени адаптации :
1. Лёгкая, когда ребенок адаптируется к детскому саду в течении 2 недель - 1 месяца. За этот период могут случаться откаты. Например, ребенок первые несколько дней ходит с удовольствием, потом несколько дней ходит со слезами, потом переключается на позитивный настрой и посещает детский сад в стабильном состоянии. Адаптация в течении месяца считает идеальным вариантом для ребенка, но не у всех такое случается. И это тоже норма.
2. Средняя адаптация. Ребенок привыкает к саду в период от одного до трех месяцев.
3. Тяжелая адаптация может длиться до полугода и даже больше. В данной ситуации нужно рассматривать варианты, на сколько вообще ребенку необходимо посещать детский сад? Ведь всё-таки детские сады созданы для удобства родителям, а не детям. Гармонично развиваться дети могут и дома, посещая какие-то кружки и секции по интересам.
Вливаться в новую обстановку проще постепенно, поэтому рекомендуется приводить ребёнка сначала на 2 часа в день. Потом время пребывания в детском саду можно постепенно увеличивать,оставляя на обед. И когда ребенок будет готов, можно оставлять на дневной сон.
Легче адаптируются те дети, с которыми родители проводили предварительную работу по подготовке к посещению детского сада. Читали соответствующие сказки, играли в сюжетно-ролевые игры «воспитатель и дети в саду». Многие дети с удовольствием берут на себя роль воспитателя. Организовывали активное общение со сверстниками, посещали различные кружки по интересам.
Так же адаптация проходит легче для детей, имеющих крепкое физическое здоровье. Легче привыкнуть к етскому саду детям, владеющим навыками самообслуживания.
Когда ребенок сам может одеться на прогулку, сам покушать и сходить в туалет, он чувствует себя гораздо увереннее в новой обстановке. А если у малыша ещё и режим дня, в частности по дневному сну, совпадает с режимом детского сада, то ему ещё проще.
Вот некоторые рекомендации, которые могут повлиять на успешную адаптацию к детскому саду вашего малыша :
Проводите ежедневные беседы, о том, как интересно в детском саду. Вспомните свои детские годы, самые приятные воспоминания про детский сад расскажите малышу. С искренним воодушевлением рассуждайте о новых возможностях и играх, которые ждут ребенка в компании друзей. Проходя мимо детского сада, выражайте радость. Дети имеют способность считывать ваше эмоциональное состояние, часто принимают ваши чувства за свои, транслируют их.
oВАЖНО! Ваше искреннее позитивное отношение к детскому садику = успешная адаптация ребенка.
Проговаривайте с ребенком весь режим дня детского садика. Дети чувствуют себя спокойнее, изучив последовательность действий в течении дня.
oВАЖНО! Дома старайтесь придерживаться РЕЖИМА ДНЯ, который установлен в саду.
Приветствуйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми. В выходные наблюдайте, как малыш себя вед т на детских площадках и в обществе: стесняется, уединяется, конфликтует, дер тся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Помогайте ему справляться с трудностями в общении, если они есть. Только поддержка и отсутствие критики.
oВАЖНО! Не пугайте посторонними взрослыми в раннем возрасте и не настраивайте против других детей, даже если подозреваете элементы агрессивного поведения в сторону вашего ребенка, лучше обсудить этот момент с воспитателем.
Проговаривайте с ребенком, как можно решить возникшие трудности в саду, учите обращаться к воспитателю. Организуйте дома игрушечный детский сад, обыгрывайте различные ситуации. Дети очень любят быть в роли воспитателя.
oВАЖНО! Не критикуйте детский сад и его сотрудников и других детей при ребенке, не пугайте садиком.
Минимизируйте время прощания с утра. Скажите малышу спокойным и уверенным тоном, что вам пора идти, поцелуйте и передавайте ребенка воспитателю.
oВАЖНО! Не стойте долго под дверями и окнами садика. Ребенок чувствует, что мама не может его отпустить, и будет плакать дольше. Когда дети гуляют на улицы и видят своих мам, наблюдающих за воротами, естественным желанием будет заплакать и проситься к маме.
И самое главное, верьте в ваше чадо, в его силы и ресурсы. А так же доверяйте воспитателям детского сада, которые делают максимум для адаптации детей. Всё обязательно получится!