Мария Федорова
Адаптация ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду
На что ориентироваться родителям.
Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Ребенок постоянно приспосабливается к чему-то новому (игрушка, кроватка, еда и пр.)
К чему ребенку предстоит адаптироваться при походе в детский сад:
• Отсутствие мамы (папы).
• Новый значимый взрослый (воспитатель).
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду» размещена в разделах
• Новые условия: место, режим, правила поведения, занятия, еда, условия засыпания.
• Коллектив детей (нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста).
Идеального возраста для того, чтобы начать водить ребенка в детский сад не существует. Все индивидуально, зависит от особенностей конкретного ребенка, его темперамента, характера, семейной ситуации. Условно можно выделить возраст от двух лет. Однако практика показывает, что чем старше ребенок, тем проще проходит адаптация. В основе успешной адаптации лежит надежная привязанность. Ведь если ребенок не уверен в связи с мамой, адаптация будет существенно затруднена. Именно поэтому возраст от 1 года до 2-х лет считается неблагоприятным для начала посещения детского сада. В этот период формируется та самая, надежная привязанность.
Определяя готовность ребенка к саду, обращаем внимание на 3 сферы:
* Физическое развитие
* Психическое развитие
* Социальные навыки.
Задача родителя:
- Подготовить ребенка
- Минимизировать стресс и помочь ребенку его прожить.
Итак, подготовка ребенка.
v Вносим тему сада в информационное поле ребенка. Говорим про сад, объясняем, как он устроен, показываем детские сады (лучше свой) во время прогулки, наблюдаем вместе за детками в саду, рассказываем о своем опыте (положительном, приводим примеры знакомых деток.
v Читаем книжки про детский сад. Наблюдаем, на что ребенок в процессе больше всего реагирует, обсуждаем.
v Играем с ребенком в детский сад. Строим сад (например, из лего) и проигрываем различные ситуации: встреча с воспитателем, прощание с мамой, прогулки, игры, занятия, приемы пищи, засыпание, встреча с мамой (обязательно, игра всегда должна заканчиваться тем, что пришел родитель и забрал домой). Меняйтесь ролями, пусть ребенок поочередно играет роль воспитателя, себя, другого ребенка.
v Заранее идем в садик с ребенком и знакомимся с воспитателем. Даже если познакомиться с воспитателем заблаговременно не получится, возьмите малыша с собой, когда пойдете подавать документы. Так ребенок сможет познакомиться с местом, территорией, атмосферой. И в дальнейшем, придет туда уже не впервые.
v Подстраиваем режим дня под режим, принятый в детском саду.
v Учим навыкам самообслуживания. Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, кушать, ходить в туалет и пр. придаст ребенку уверенность и облегчит адаптацию.
v Учим взаимодействовать с другими детками. Например, на детских площадках. Как подойти, как познакомиться, во что и как поиграть вместе.
v Учим обращаться к взрослому и просить помощи. Это один их самых важных навыков, которым желательно овладеть до похода в детский сад. Ребенку важно уметь обращаться к воспитателю.
v Совместные приготовления. Купите вместе одежду и обувь для садика, форму для физкультуры. Выберите игрушку, которую он сможет взять с собой. Пусть ребенок принимает в этом активное участие. Создайте доброжелательную атмосферу предвкушения.
v Обращайте пристальное внимание на свой настрой, ведь именно он передается ребенку. Будьте бережны к себе и прислушивайтесь к своим чувствам. Работайте с возникающей тревогой, исследуйте ее. Будет лучше, если вы будет транслировать ребенку твердую уверенность. Тогда он почувствует в себе силы справиться с новой ситуацией.
Не ускоряйте процесс адаптации. Даже если все идет хорошо, не торопитесь быстро оставить ребенка на полный день. Дайте ему и себе время. Сначала водите на 2 часа, постепенно увеличивая время, затем водите до обеда несколько дней, а уж затем оставляйте ребенка на сон.
v Установите контакт с воспитателем.
v Придумайте и соблюдайте ритуалы прощания и приветствия. Увеличьте тактильный контакт. Показывайте свою искреннюю радость и интерес.
Желательно, чтобы подготовительный этап был достаточно пролонгированным (не меньше 2-х недель, а лучше – месяца). При этом не следует винить себя, если долгого подготовительного периода не случилось в вашей жизни. При желании подготовить ребенка можно и в короткий срок.
Как понять, что ребенок успешно адаптировался.
Ребенок в саду:
- кушает
- ходит/просится в туалет
- играет
- засыпает
- может обратиться к воспитателю при необходимости.
Он усвоил правила детского сада, ориентируется в пространстве и распорядке дня.
При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю.
Признаки осложненной адаптации:
• Продолжительные истерики спустя месяц от начала посещения детского сада.
• Ребенок не идет на контакт, ни с кем не общается, замкнут или агрессивен, не может обратиться к воспитателю за помощью.
• Ребенок не ест, не пьет, не ходит в туалет.
• Выраженный стойкий регресс в развитии: в навыках самообслуживания, в речи.
• Появление невротических реакций (сосание пальца, откусывание ногтей, заикание и т. п., ночные кошмары.
• Соматизация стресса (осложнения после ОРВИ, появление хронических заболеваний, аллергии, астма, дерматиты).
Все вышеописанные признаки требуют особо пристального внимания и нередко обращения к специалистам.
Обращайте внимание на свои тревоги и установки относительно сада. Поддерживайте контакт с воспитателем, психологом детского сада (при необходимости).
Будьте готовы к слезам ребенка, капризам и непослушанию после детского садика. Наша задача помочь ребенку выразить и прожить чувства, облегчить эмоциональное состояние, смягчить стресс. В этом нам помогут: тактильный контакт, эмоционально насыщенное общение с малышом вечером (отложите дела, побудьте вместе, спокойная обстановка дома, выражение своих эмоций (не забывайте говорить ребенку, что очень соскучились и как сильно любите его).
Поддерживайте ребенка и себя! Верьте в него и транслируйте ему уверенность в том, что он сможет справиться с трудностями и адаптироваться к новому жизненному этапу!
Психолог Мария Федорова.