Елена Гребенникова
Адаптация. Как подготовить ребёнка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Я люблю детей за то, что они люди.
И за то же самое люблю их растерянных родителей.»
Франсуаза Дольто.
Одной из самых актуальных проблем в работе с детьми раннего возраста является проблема адаптации к дошкольному учреждению. Первые дни, когда ребёнок начинает посещать детский сад-одни из самых волнующих в жизни каждой семьи. Это, как правило, стресс не только для ребёнка, но и для родителей. Несмотря на то, что все родители понимают, что ребёнку необходимо общество сверстников, что в детском саду работают специально обученные педагоги, пап и мам волнует много вопросов. Не будут ли обижать их малыша в детском саду? Найдёт ли он там себе друзей? Как быстро привыкнет к новой обстановке? К какой воспитательнице он попадёт? Родителей страшат разговоры о том, что дети в детском саду часто болеют, много плачут. Действительно, случается и такое, что ребёнок в первые дни посещения детского сада плачет, тяжело переживая разлуку с близкими, через несколько дней начинает болеть. Не стоит во всём обвинять воспитателей. Привыкание ребёнка к новым для него условиям ДОУ, так называемый период адаптации, зависит в основном от того, как взрослые в семье подготовили малыша к этому событию. Это доказано многочисленными исследованиями учёных всего мира. Давайте посмотрим на происходящее глазами самого ребёнка. В один из дней его без всякой подготовки приводят в незнакомую обстановку и оставляют одного среди незнакомых взрослых. Малыша пугает происходящее, неизвестность держит в нервном напряжении. Связь с родными неожиданно прервана, вокруг незнакомые чужие люди, обстановка, в которой ребёнок не ориентируется. Он начинает обороняться всеми доступными для него способами, срабатывает инстинкт самосохранения. Ребёнок начинает бунтовать, горько рыдать, отказывается от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама. Отрицательный эмоциональный настрой, обида настолько доминируют, что он забывает о еде, сне. Ребёнок так взбудоражен, что даже дома долго не может успокоиться, плохо ест, плачет, не отпускает от себя маму. И так происходит в течение нескольких дней. Детский организм не выдерживает таких огромных нервных перегрузок, у ребёнка может подняться температура, появиться сыпь, признаки расстройства желудка, ребёнок начинает болеть. Конечно, вместе с ребёнком страдают и его близкие, переживают и воспитатели.
Публикация «Адаптация, Как подготовить ребёнка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Как же помочь малышу? Для этого необходимо объединить усилия всех взрослых, которые его окружают.
В первую очередь, я советую родителям,ещё до прихода ребёнка в группу, дома рассказывать ему о детском саде, что там много интересного, рассматривать фотографии других детей в детском саду,тем самым вызывать у ребёнка желание пойти в детский сад. Еще один важный совет родителям : надо научить малыша элементарным навыкам самообслуживания. Это придаст их ребёнку уверенности в своих силах, ведь ребёнок, который не приучен к самостоятельности, с огромным трудом освобождается от зависимости от взрослых. Дома необходимо придерживаться режима, который соблюдается в детском саду. Тогда ребенок охотно сядет за стол со всеми детьми,в определенные режимом часы кормления, вместе со всей группой будет испытывать потребность в отдыхе и сне. На подготовительном этапе родителям надо уделять внимание рациону питания ребенку. Приучать малыша есть творожные запеканки, овощные блюда и т. д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным. Родителей «новенького» я прошу подробно рассказывать о своем чаде :как его ласково называют в семье, какими игрушками он любит играть, что любит есть, как засыпает, умеет ли играть самостоятельно и т. д. Родителям надо стараться помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Например, мама может пояснять малышу: «Посмотри, как рада тетя Света тебя видеть!» «Какая она добрая!» «Видишь, как весело играют с ней ребятишки!» и т. д. Маме необходимо помочь ребенку поддержать его интерес к окружающему : «Какие интересные здесь игрушки!» «Как мне здесь нравится!» и т. д. Чтобы помочь родителям «развеять» их страхи и сомнения я провожу с ними беседы, консультации, на информационных стендах размещаю актуальную информацию. Воспитателям, в первую очередь, советую не забывать, что мы когда-то и сами были детьми, почаще ставить себя на место ребенка, стараться находить подход к каждому малышу. В своей группе для привлечения внимания малышей я стараюсь создать яркую предметно-развивающую среду, наполнить её разнообразным материалом, оборудованием, учитывая возрастные особенности детей. Стараюсь создать в детском коллективе эмоционально положительную обстановку, установить с малышами доверительные отношения, чтобы дети получали только положительные впечатления. Так же воспитателям утром советую встречать каждого ребенка доброй улыбкой, ласковым словом, это поможет детям преодолеть трудный момент расставания с близкими. Дети раннего возраста особенно нуждаются в тактильных ощущениях. Им необходимо, чтобы их обняли, погладили. Особенно в этом нуждаются те дети, которые дома находились на попечении всех родных по очереди, дети не умеющие самостоятельно занять себя. Они и в детском саду требуют к себе повышенного внимания, таким детям необходимо, чтобы окружающие с ними ласково разговаривали, обняли, погладили по головке. Полезный методический прием- переключение с отрицательных переживаний на положительные с помощью драматизированных игр, инсценировок. Для привития навыков аккуратности и опрятности я использую разнообразные игровые приемы. Например, сюжетные игры :«Гости», «Кормление куклы», «Купание куклы», в которых можно обыграть многие бытовые действия и правила поведения. Наблюдения за детьми фиксирую в листах адаптации. Очень важно проявлять такт к детям, постараться снять у них отрицательное эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта, формировать у детей правильное отношение к сверстникам и взрослым.
Адаптация всегда напряженный этап работы. Доброжелательность, внимательность, отзывчивость, любовь к детям помогут нам, педагогам, завоевать доверие детей, создать радостную и доброжелательную атмосферу в группе.