Екатерина Вячеславовна Латышева
Консультация «Адаптация. Как подготовить ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОМУ САДУ
В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда ему нужно пойти в детский сад. Во время этого нового жизненного этапа происходит адаптация.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новым условиям окружающей среды. Адаптация зависит от множества факторов: психическое и физическое развитие ребенка, тип темперамента, опыт расставания с родителями, коммуникативные способности ребенка, сформированность навыков самообслуживания и самостоятельность и др. и у всех детей проходит по-разному.
Публикация «Консультация „Адаптация, Как подготовить ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Выделяют 3 степени адаптации – легкую, среднюю и тяжелую.
1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;
4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В рамках адаптации к детскому саду самая большая ошибка родителей ориентироваться на первый месяц! У детей адаптация идет в районе 60 полных дней, без длительных перерывов на болезнь и говорить о хорошей адаптации в саду мы будем только спустя 3-4 месяца с точки, как ребенок пошел в сад.
Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Проявления адаптации: плач, капризы, плохой сон, нарушение работы ЖКТ, соматические заболевания.
Правила успешной адаптации:
1. Ребенок готов к саду, когда готова мама. Спокойная мама = спокойный малыш.
2. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».
3. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных! В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т. д., вечером всех зверят забирают домой. Поверьте, это ну очень интересно)
Про садик говорить только хорошее. Основные фразы «Дети в садик ходят играть. Дети в саду не живут. Мама всегда забирает малыша домой».
4. Для успешной адаптации важна регулярность!
5. Для облегчения адаптации придумайте специальное прощание в детском саду.
6. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Когда можно оставить ребенка до вечера? Все зависит от того, сколько времени есть у мамы.
Схема успешной адаптации:
1. Приходить с мамой на вечернюю прогулку. Именно на вечернюю, когда за другими детьми приходят родители. Это помогает ребенку справиться со страхом быть оставленным навсегда.
2. Заранее познакомиться с воспитателем.
3. Зайти с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка на то, что он придет сюда завтра утром снова.
4. Утром привести ребенка до завтрака, объяснить, что мама придет к нему на прогулку.
5. На следующий день, в зависимости от предыдущего дня, можно снова прийти за ребенком на прогулку или уже после обеда.
6. Несколько дней забирать ребенка после обеда. Если все нормально (то есть, ребенок не плачет все время пребывания, общается с воспитателем, может отвлечься на игры, кушает в обед, оставить на сон.
7. 1-2 раза забирать сразу после сна.
8. Оставлять ребенка до вечера.
Что делать летом?
1. Прогулки рядом садом.
2. Рассказывайте сами и читайте книги про детский сад. Говорим только хорошее!
3. Режим: начните вводить «садиковский» режим: ранний подъем до 7:30, завтрак до 8:30, прогулка до 12:00, обед, дневной сон с 12:30 до 15:00, полдник, прогулка, ночной сон не позднее 21:00. Перед сном ребенок готовит вещи на следующий день.
Дневной сон ребенка начинать в 12.40-13.00. И никакое лето и солнышко не должно на этот формат влиять. Здесь нет вариаций перехода – как только у ребенка самостоятельно сформировался один дневной сон (ушел с двух, его сразу надо подводить под режим сада. Если ребенок днем не спит – то спокойные игры или чтение книг в расслабленном состоянии.
4. Навыки самообслуживания и самостоятельности:
• Мытье рук (ребенок сам берет мыло, намыливает правильно руки и смывает водой, чтобы не осталось на руках ничего. Следом вытирает руки насухо)
• Одевание и раздевание, складывание своих вещей в шкаф или на стульчик перед сном. Если ребенок не умеет раздеваться и одеваться, научить его просить помощь.
• Ребенок ест и пьет только за столом (в том числе фрукты и т. п.)
• После еды ребенок относит тарелку и приборы в раковину или на стол рядом с ней.
• Самостоятельная уборка своих игрушек.
5. Коммуникация.
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, деться игрушками и просить их у других детей, просить помощь у взрослых.
6. Приучите ребенка прощаться у двери.