Татьяна Шаленик
Адаптация и развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.
Для малыша оно сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни, и от того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое, нервно-психическое и социальное развитие.
Публикация «Адаптация и развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Родители также трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и желание не водить малыша в сад некоторое время, оставляя ребенка в саду в слезах мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее.
Именно по этой причине, в нашем образовательном учреждении актуален вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к дошкольной образовательной организации.
Сотрудники нашего детского сада и родители работают в тесном сотрудничестве, что обеспечивает малышу благополучные условия для сохранения психологического здоровья, эмоционального комфорта, организуют интересную и содержательно наполненную жизнь в детском саду и дома, что является залогом максимально положительного течения адаптации детей раннего возраста.
Хочу так же отметить, что в нашем детском саду, в образовательный процесс внедрена программа «Бутончик», разработанная педагогами дошкольного образовательного учреждения. Программа направлена на обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста в условиях общественного воспитания, как одного из факторов, способствующих укреплению здоровья ослабленных детей; создание современной модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Принципы создания и этапы внедрения программы «Бутончик» представлены следующим образом:
Этапы внедрения программы «Бутончик»
Реализация программы «Бутончик» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон: родителя, ребенка, педагога, медицинского работника.
Взаимодействие родитель-ребенок-педагог. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат своему малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, оградят его от чрезмерных психических нагрузок, возьмут активный курс на создание единого пространства развития ребенка, то опыт детства во многом определит взрослую жизнь человека.
Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к детскому саду, и с целью обеспечения оптимального ее протекания, нам помогает педагог-психолог, слаженная и продуманная работа с детьми и родителями, создание благополучного микроклимата в детском саду. А грамотное психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития ребёнка позволяет ему своевременно, гармонично и всесторонне развиваться.
В нашем образовательном учреждении, расширено взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи – родители воспитанников получают квалифицированную помощь специалистов по вопросам благополучной адаптации и социализации детей раннего возраста; у родителей пополняется багаж психолого-педагогических знаний о развитии и воспитании детей раннего возраста.
Большинство родителей полны энтузиазма и мотивированы на обучение, воспитание и развитие своих детей, но вместе с тем, они мало осведомлены об особенностях психического развития детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. Воспитатели и педагоги – психологи предоставляют семьям квалифицированные консультации по вопросам развития, обучения, воспитания детей раннего возраста, дают рекомендации о способах формирования элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, путях социализации ребенка, для того чтобы обеспечить малышу безболезненный процесс адаптации, сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить своевременное развитие.
Работа педагогов строится на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном и мотивационном подходе, с обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, и в постоянном контакте с родителями (законными представителями, консультируя их, по всем волнующим вопросам, объясняя тактику и стратегию воспитательно-образовательного процесса.
Хочу также отметить, что завязалось тесное взаимодействие педагогов группы раннего возраста со специалистами детского сада в решении проблем адаптации детей, повышен уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой результативности проводимой психолого-педагогической работы по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ, в процессе которой были улучшены такие важные показатели психического здоровья детей, как общий эмоциональный фон, улучшение показателей познавательной и игровой деятельности, положительные взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.
С уверенностью можно сказать, что создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.
Кроме того, те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода в ДОУ, помогают безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и способствуют формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольной образовательной организации.