Александра Николаевна Дзябенко
Адаптация детей в центрах от 2 до 7 лет попавших в трудную жизненную ситуацию
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 376.64
Адаптация детей в центрах от 2 до7 лет попавших в трудную жизненную ситуацию.
Adaptation of children in centers from 2 to 7 years old who find themselves in difficult life situations.
Дзябенко А. Н.
Дзябенко Александра Николаевна/ Dzyabenko Alexandra Nikolaevna – воспитатель, центра содействия по семейному воспитанию для детей попавших в трудную жизненную ситуацию N 9 Санкт-Петербург, г. Колпино.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью для педагогов – воспитателей помочь ребенку попавшему в трудную жизненную ситуацию, как можно мягче проходить адаптацию в центрах. Воспитатель всегда должен стремиться повышать свою квалификацию, осваивать новые методики в педагогической деятельности. Abstract: the relevance of the chosen topic is due to the need for educators to help a child in a difficult life situation to undergo adaptation in the centers as smoothly as possible. A teacher should always strive to improve his skills and master new methods in teaching.
Ключевые слова: воспитанник, адаптация, стресс, любовь, доверие, комфорт, дети – сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.
Key words: pupil, adaptation, stress, love, trust, comfort, orphans and children without parental care.
Использованная литература:
1. Бардышевская М. К. Компенсаторные формы поведения детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дис. канд. псих наук: 10.00.04.-М., 1995.
2. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций –Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
3. Бережнова Л. Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис:канд. псих. наук: 19.00.07.- 1995.
4. Гусарова Г. И., Г. П. Котельников, В. Ф. Пятин. Руководство по медико-социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. –М. :Медицина, 2001.-303с.
Статья предназначена для создания психолого-педагогических условий, успешной и менее травмирующей социально-психической адаптации ребенка. Что будет способствовать снижению или исключению стрессовых последствий.
Для работы ставятся следующие задачи: Психологический комфорт. Атмосфера доверия и безопасности. Мероприятия, направленные на стрессоустойчивость (вовлеченность в игры, общение со сверстниками, совместное чтение книг). Помогать ребенку осваивать новое пространство, быт.
Как правило, дети поступают в центры попав в трудную жизненную ситуацию.
Например:
1. Алкоголизм, наркозависимость родителей.
2. Физическое, психическое или сексуальное насилие со стороны взрослых.
3. Ранний уход из жизни родителей и т. д.
Адаптация включает огромное количество индивидуальных проявлений личности. Характер который зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка. От установившихся в семье взаимоотношениях «папа – мама», «родители - ребенок», все эти факторы накладывают на ребенка виденье мира, модель поведения и взаимоотношения.
Дети попавшие в центр, как правило не дополучившие любовь дети. Пройдя одну из ситуаций, ребенок поступает в центр уже с надломленной психикой. Смена быта и уклада семьи подвергает неокрепшую психику ребенка в растерянность, непонимание, что происходит с ним, то есть стресс.
Что в себя заключает социальная адаптация ребенка в центре - это содействие в реализации конституционных прав и свобод ребенка, а также помощь в трудовом и бытовом устройстве. Успешно подобранная программа по адаптации воспитанника в центре, поможет ему сохранить и восстановить не только психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье, которое может пошатнуться за счет психосоматики[1].
Реабилитация ребенка базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов психологов, логопедов и воспитателей. Как правило основная нагрузка по созданию условий реабилитации ребенка в детском центре ложится на воспитателей. Участие других специалистов заключается в диагностике, консультировании, профилактике и просвещении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение психологии детей разного возраста, а также изучение научной литературы по адаптации детей младшего возраста, помогут избежать ряд возможных проблем и ошибок в адаптации ребенка. Грамотно подобранная психолого-педагогическая программа даст хороший результат для дальнейшей воспитательно-образовательной работы, для его дальнейшего развития, социально-психологическую адаптацию и социализацию. Для результата главным критерием социальной адаптации воспитанника является самореализация, самоактуализация[2], саморазвитие личности в обществе. На то как будет проходить процесс адаптации ребенка, так же влияют такие факторы как:
- Возраст ребенка.
- Состояние его здоровья.
- Уровень развития навыков самообслуживания.
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
- Сформированность игровой и предметной деятельности.
Все методики и инновации[3] по адаптации ребенка так же сводятся к ключевому моменту – это любовь к детям. Воспитатель центра занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый мир для ребенка.
Ребенок должен видеть и чувствовать любовь к нему. Знать, что его готовы выслушать и поддержать в нужную минуту. Поэтому важно не только мастерство и повышение квалификаций педагога, но и любовь к воспитанникам. Педагог – воспитатель должен уметь:
1. Определять все факторы, влияющие на процесс адаптации, что поможет спрогнозировать адаптацию, то есть функциональные возможности детского организма.
2. Определять тип нервной системы ребенка (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик). Это поможет воспитателю выстроить модель поведения по отношению к ребенку).
3. Определять какой стиль адаптации выбрал ребенок.
4. Применять свои знания по специфике работы с детьми.
5. Снижать уровень тревожности воспитанника, характерную для всех учреждений интернатного типа.
В детских центрах дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде, которая и является для них основой формирования социального поведения. Воспитанники в этих условиях раньше привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала, чем дети в семье. Все эти факторы дополнительно накладывают нагрузку на еще неокрепшую детскую психику.
Поэтому подводя итог всему выше сказанному, задача всего педагогического состава и персонала в целом, заключается не только в профессионализме, но и в создании благоприятной психоэмоциональной среды в центре, чтобы ребенок максимально чувствовал себя защищенным, нужным, важным, любимым членом этого центра. Чтобы успешно решать задачи в воспитании детей – сирот и детей попавших в трудную жизненную ситуацию, обеспечить в дальнейшем их жизненный, социальный рост, необходимо комплексно подходить к реализации новейших педагогических методик, идей, обоснованно выстраивать и включать их в план развития и социализации воспитанника.
1. Психосоматика – направление в медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний.
2. Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
3. Инновации – это внедренное новшество, обеспечивающий качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком