Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории к разговору с детьми «Кто как поступит в трудную минуту — скажет правду или обманет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои воспитанники – старшие дошкольники и младшие школьники – помогли подбирать в интернете картинки к некоторым историям, а потом творчески «оживили» их мягкими акварельными карандашами и пластилином.
Наш словарик:
Правда – это то, что верно, действительно.
Есть выражения: «сказать правду, знать правду, бороться за правду…»
Обмануть – это ввести в заблуждение, схитрить, поступить нечестно по отношению к кому-либо.
Начну я с известных старинных рассказов для детей на эту тему.
Ребята, постарайтесь ответить на вопросы в заглавиях всех историй.
Публикация «Истории к разговору с детьми „Кто как поступит в трудную минуту — скажет правду или обманет?“» размещена в разделах
КАК ОТКРЫЛСЯ ОБМАН?
Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
***
ЗА ЧТО ОТЕЦ ПОБЛАГОДАРИЛ СЫНА?
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
– Я.
Отец сказал:
– Спасибо, что правду сказал.
***
ПОЧЕМУ В БЕДЕ НИКТО НЕ ПОМОГ МАЛЬЧИКУ-ПАСТУШКУ?
Мальчик стерег овец и, будто увидев волка, стал звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два и три раза.
Случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
– Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – и не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
***
КАК ОБМАН МАЛЬЧИКА ПОГУБИЛ КОРОВУ-КОРМИЛИЦУ?
Жила вдова Марья со своей матерью и шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей остатки от еды дома.
Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, но Миша не сказал; и так дело осталось.
На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке еду из лоханки, видит – Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, но напрасно. Потом они узнали, что она умерла оттого, что ей попало стекло. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане. Мать заплакала. Она сказала:
– Убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока?
Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи.
С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек…
***
О ЧЁМ ПЕЛ ГЛИНЯНЫЙ СОЛОВЕЙ?
Васятке очень хотелось иметь глиняного соловья, который поёт сквозь налитую в него воду, когда в него дуешь. Такого соловья можно было выменять у старьёвщика на тряпьё.
Васятка собрал узел тряпья, а в серёдку сунул камень, чтоб весу на обмен хватило.
Когда приехал в деревню старьёвщик на повозке, Васятка подал ему узел:
– Мне глиняного соловья.
Старьёвщик взвесил на весах узел и сказал:
– Ого! Аж два килограмма – даже больше, чем надо. Он пристально посмотрел на Васятку, и Васятка покраснел.
Старьёвщик поднял крышку чемодана: внутри крышки под натянутые резинки были вставлены полукруглые голубые и розовые гребёнки для девочек, ленты, круглые зеркальца с ручками, перочинные ножички и многое другое. И был прижат резинкой глиняный соловей.
– Ну, бери своего соловушку.
Лицо у Васятки горело от стыда. Взял он соловья, несмело дунул в него, а соловей не запел, а булькнул: «Плут-плут!»
Ещё раз дунул Васятка, а соловей знай, булькает хрипло да сердито: «Плут-плут-плут!»
– Вишь ты, какой соловушка у меня, – сказал старьёвщик, – непростой, догадливый. Всё-то он распознаёт и обо всём правду сказывает.
У Васятки уже и слёзы брызнули:
– Я. я камень в узел сунул. Простите меня, дяденька! Я больше никогда не буду об. обманывать.
И он протянул соловья старьёвщику.
– Вот и хорошо, что повинился, – обрадовался старьёвщик. А соловушку оставь себе, да только больше никогда никого не обманывай, не своё не бери.
Старьёвщик выбросил из узла камень и сказал:
– Теперь-то соловушка хорошо петь будет. Ну-ка дунь, да посильней!
Дунул Васятка сильно – и соловей не забулькал, как прежде, а засвистел-защёлкал взахлёб, да так звонко, заливисто, так весело, что лицо Васяткино само собой расплылось в улыбке.
***
А теперь – современные истории.
СМОЖЕШЬ ЛИ СОЗНАТЬСЯ?
Если вазу ты случайно очень ценную разбил,
Опрокинул в кухне чайник, пол чернилами залил,
То не надо отпираться, что-то прятать и хитрить,
Лучше сразу же сознаться и прощенья попросить.
Ну а если вдруг накажут? Если сразу не простят?
И ругать начнут все сразу: мама, папа, тетя, брат?
Ты терпи, молчи и думай: «Я и вправду виноват».
***
ЧТО СТРАШНЕЕ?
У льва и тигра когти, как острые клинки.
У льва и тигра в пасти ужасные клыки.
А у вранья ни пасти, ни спрятанных когтей.
Но в целом белом свете нет ничего страшней.
***
КТО ТАКОЙ «НИКТО»?
Завелся озорник у нас. Горюет вся семья.
В квартире от его проказ буквально нет житья.
Никто с ним, правда, не знаком, но знают все зато,
Что виноват всегда во всем лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет, конфеты там нашел
И все бумажки от конфет кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал? Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец! – сказала строго мать. –
Его должны мы, наконец, примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы? А нам с сестрой ни капли не смешно!
***
ЧТО В ВЕДРЕ У РЫБОЛОВА?
– Рыболов, рыболов, покажите свой улов.
– Я поймал леща большого и налима – вот такого.
Двух горбатых, полосатых окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака. А в ведерке – два малька.
***
КТО ТЕБЕ ПОВЕРИТ?
Один раз я съел целое ведро мороженого, – сказал Мишутка.
– Ну, ты выдумываешь все! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ведро мороженого съел!
– Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана.
***
КТО СЪЕЛ МЁД?
Стояла банка мёда в кладовой. Сегодня банку обнаружили пустой.
– Съел не я, – надулся Витя. – Что глядите на меня!
– И не я, – сказала Рита.
– И не я, – сказала я.
Вдруг в окно влетели пчелы и с гудением весёлым
Вьются, кружатся над Витей. Витя крикнул:
– Помогите!
Поскорее дайте воду, щёки мылом трите!
Не притронусь больше к мёду. Даже не просите.
***
ЧТО ЛЕГЧЕ – СОВРАТЬ ИЛИ ПРАВДУ СКАЗАТЬ?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:
– Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот и разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.
– Нет, – говорит, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и повинился. Поворчала на него тетка да и простила.
***
МОЖНО ЛИ ПЕРЕХИТРИТЬ МАМУ?
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
– Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо сломать?
– Оно, мама, само сломалось.
– А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?
– Она, мамочка, сама разорвалась.
– А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
– Он сам, мама, куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
– Какие они все нехорошие. Их, негодников, нужно проучить!
– А как? – спросил Миша.
– Очень просто, – ответила мама. – Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться – пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
***
ЧТО НАПИСАНО В НАШИХ ГЛАЗАХ?
Бежали по улице трое весёлых мальчиков. Смотрят – старенькая женщина несёт тяжёлые сумки и вся сгорбилась.
– Давайте, мы Вам поможем, – сказали мальчики, взяли у неё сумки, а бабушка разогнула спину и пошла налегке.
Вот дошли до её дома, мальчики отдали сумки, а сами побежали дальше.
– Постойте, – сказала бабушка вслед, но услышал только один и вернулся. – Вот три конфеты, каждому по одной, – сказала она. – Одну съешь сам, а две отдай своим товарищам.
Мальчик побежал догонять своих, а потом вдруг встал, посмотрел, что старушка вошла в дом, и подумал: «Зачем мне отдавать им конфеты? Ведь они даже не узнают, если я их съем».
И съел все три конфеты. И побежал за приятелями.
… А на следующий день он шёл по улице один и неожиданно встретил ту бабушку.
– Ну-ка, посмотри мне в глаза, – сказала она.
Он посмотрел.
– Хочешь знать, что написано у тебя в глазах?
– Что? – удивился мальчик.
– Что ты вчера съел все три конфеты один.
Мальчик испугался и не знал, что сказать. А старушка дала ему кулёк с шоколадными конфетами и говорит:
– Пожалуйста, отнеси это твоим товарищам, чьи конфеты ты вчера съел, а сам не ешь.
Мальчик пошёл к тем ребятам – отдал им кулёк конфет.
– А ты? – спросили они.
– Я уже ел, – сказал он. А сам пришёл к себе домой, стал перед зеркалом и долго в него смотрелся, рассуждая:
– Глаза, как глаза. Где же тут написано, что я съел те конфеты?.
Он ещё не знал: чтобы читать по глазам, нужно прожить долгую и трудную жизнь.
***
ПОЧЕМУ МАЛЬЧИК ПРИЗНАЛСЯ?
Я разбил чашку, но сказал:
– Чашку разбил Бобик.
Бобика выгнали во двор. Во дворе шел дождь. Бобик заплакал. Я тоже.
– Мама! Пусти Бобика, чашку разбил я!
*
А вот обсуждение этой истории Валентины Осевой в одной семье:
– Что же произошло с мальчиком? Почему он признался?
– Ему стало жалко Бобика, – сказала девочка.
– А не вспомнил ли он, кто же на самом деле разбил чашку? – спросил папа.
– Да, вспомнил, и ему стало стыдно.
– Теперь скажите, – спросил папа, – почему мальчик долго мучился и чему потом обрадовался?
– Ему было стыдно обманывать, а когда признался, на душе стало легко.
– Правильно. У нас в сердце есть советник, который подсказывает, «что такое хорошо, и что такое плохо». Он называется совестью. Это такой жизненный компас. Его надо хранить.
Представьте, компас запачкан, стекло разбито, стрелка прогнулась, деления стерты, так что уже и не поймешь – в каком направлении надо двигаться. Вот мудрые люди и берегут совесть чистой с самого детства.
***
А теперь – стихотворение и сказки о животных. Одни их характеры могут послужить для нас примером, а «очеловеченный» образ других животных часто помогает людям задуматься о собственных поступках.
ЧЕМУ РАДОВАЛИСЬ БЕЛЬЧАТА И ИХ МАМА?
– Вы, любимые бельчата, слишком шустрые ребята.
Чики, сын, ложись в кровать, Вики, дочка, нужно спать!
Не шалите до утра! Ну, а мне бежать пора.
Буду вам, мои детишки, собирать на зиму шишки.
Мамы нет, и тут же детки из гнезда прыг-скок на ветки.
– Я, сестричка, был бы рад посмотреть на зимний склад.
И помчался к дубу Чики, а за ним вприпрыжку Вики.
Пробку вместе поломали и с трудом в дупло попали.
В нём богатств не перечесть: тут грибы сухие есть,
Шишки, зёрна, семена – кладовая всем полна.
Похрустев едой немножко, в дом родной вернулись крошки.
Но тревожно стало деткам, сердце бьётся, словно в клетке.
Вики молвит со слезами:
– Рассказать всё нужно маме! Склад открыт, вдруг дождь пойдёт…
– Нет, не смей, нам попадёт!
Рассуждали до утра, тут и мама их пришла.
И покаялись бельчата, в чём серьёзно виноваты.
Мама деток не ругала, обняла и так сказала:
– Правда лучше, чем обман, вот и легче стало вам!
А теперь пора спешить, чтоб запасы сохранить.
Смастерили пробку дружно и поставили, как нужно.
Тотчас дождик припустил – он теперь не страшен был.
И бельчата слышать рады мамин смех себе в награду!
***
КАКАЯ ОТМЕТКА ЗА ОБМАН?
Решили звери своих детей грамоте учить. Построили они школу, собрали зверят и усадили их за новенькие парты.
На дворе солнышко, птицы поют, шумит ветерок, а в классе тихо.
Зверята сидели смирно и слушали учителя. Только зайчонок Куцый Хвост всё поглядывал в окошко – очень ему хотелось побегать-поиграть. От нетерпения он стал зевать, потягиваться. Другие зверята, глядя на него, тоже позёвывали.
Зевнуть захотелось и учителю – Ежу Ежовичу. Но он кое-как сдержался, встал и начал стучать хворостинкой по классной доске.
В это время Куцый Хвост поднял лапу.
– Еж Ежович, – сказал он, – у меня, наверно, голова болит.
– Что это значит? Почему – наверно?
– А потому, видно-очевидно, что она у меня падает. Совсем не держится. – И тут же, закатив глаза, уронил голову набок.
– Гм, ну что ж, тогда иди к доктору. Он даст тебе микстуру «не боли голова».
Зайчонок терпеть не мог лекарств и потому промямлил:
– Н-не пойду. Н-не дойду.
– Проводите его, зверята, – сказал Еж Ежович.
Медвежонок Сладкая Лапа и волчонок Звонкая Пасть подхватили зайчишку и поволокли к двери. А зайчишка упирается, лапами машет.
– Послушай, дружок, – спросил учитель, – разве ты не болен?
У зайчонка дрожали усы.
– И-и-и. – залепетал он. – У меня не вся голова болит. У меня. половина.
– Н-да-а, – протянул Еж Ежович. – Тогда нужно вести тебя не к самому доктору, а к его помощнице.
У зайчонка от страха ещё сильнее забилось сердце.
– Это вчера голова болела! – заскулил он. - Это я. з-забыл.
– Вот оно что! – сердито сказал учитель. Тогда садись на место. Поставим тебе единицу. За обман.
Зайчишка обрадовался – ладно, хоть так – и побежал к своей парте
***
КАК ГУСЕНИЦА СДЕРЖАЛА СВОЁ ЧЕСТНОЕ СЛОВО?
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
– До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
– Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
– Ах, так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница.
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и, наконец, сделала кокон.
– Уф как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх.
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
– Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!
И Гусеница упала в траву.
А девочка увидела её и сказала:
– Какая красивая!
– Вот и верь людям, – ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
– Ах, вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она, весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
***
В публикации использованы мои стихи и истории, а также Валентины Осеевой, Льва Толстого, Леонида Нечаева, Елены Михаленко, Романа Сефа, Бориса Заходера, Виктора Мусатова, Николая Носова, Бэлы Беловой, Евгения Пермяка, Ивана Костыри, Валентина Берестова, Бориса Ганаго и Вячеслава Брейэра.