Наталья Щёткина
Консультация для воспитателей «Адаптация воспитанников младшего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Чтобы процесс адаптации прошел успешно, необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация воспитанников младшего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Что же поможет решить эти задачи? Конечно, игра. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Особое внимание в своей работе я уделяю пальчиковым играм. На них я хочу остановиться отдельно.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы, управляемые с помощью пульта.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность малыша, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики помогает решить сразу несколько важных задач:
• стимулирует развитие памяти, внимания, воображения;
• делает речь ребенка точной и выразительной;
• создает у малышей положительный эмоциональный настрой.
Я включаю пальчиковые игры и упражнения не только в непосредственную образовательную деятельность, но и во все режимные процессы. Сначала я показываю детям картинку или игрушку, чтобы малыши знали как выглядит то или иное животное (предмет, явление, затем предлагаю изобразить его с помощью пальчиков. Показываю, например, как можно изобразить петушка (соединяем кончики указательного и большого пальцев, как петушок поет (пальчики разъединяются, как выглядят другие персонажи (курочка, цыпленок). Постепенно мы усложняем движения и предлагаем малышам вместе показать необычный пальчиковый спектакль. Детям очень интересно петь песенку или рассказывать потешку и с помощью пальчиков разыгрывать целый сюжет.
Из своего опыта работы над этой темой я хочу поделиться с вами несколькими советами, которые помогут сделать пальчиковые игры полезными и интересными:
• перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (если нет - предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них);
• при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движение;
• по мере освоения движения ускоряйте темп, можно показывать даже в нарочито быстром и поэтому смешном для детей темпе;
• тексты пальчиковых игр можно не только читать, но и петь под музыку;
• не торопитесь обновлять репертуар: в повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по 1 хорошо знакомой.
И, наверное, самый главный совет всем воспитателям 1 младшей группы, для того, чтобы адаптационный период прошел у вас быстро и безболезненно: хвалите каждого малыша даже за самые крохотные успехи, говорите, какой он молодец, как у него уже здорово что-то получается, и ваши малыши будут с радостью идти в детский сад.