Беляева Татьяна
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством стихотворной ритмизации
▼ Скачать
Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым. Педагоги и воспитатели дошкольного учреждения непрестанно объясняют взволнованным мамам и папам, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, как нужно и как ненужно себя вести с ребенком, что будет способствовать успешной адаптации малыша к ДОУ.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством стихотворной ритмизации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
То, насколько быстро малыш привыкнет к детскому саду зависит не только от его личностных качеств, но и от того насколько воспитатель вооружен знаниями о психологических особенностях возраста ребенка, о специфике его адаптивных возможностей, о способах эффективной помощи ему в приспособлении к новой обстановке, освоении неизвестного пространства с новым окружением и новыми социальными отношениями.
Большинство детей раннего возраста испытывают разного рода трудности в процессе адаптации к ДОУ. У кого-то из малышей полностью меняется распорядок дня и характер питания, кто-то не обладает полностью сформированными навыками самообслуживания, многие испытывают трудности в речевом развитии, воспитательные приемы и стиль взаимодействия взрослый-ребенок во многом отличны от тех, которые используются дома. В связи с этим многие дети испытывают стресс и находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что может быть причиной трудностей его дальнейшего развития. Задача воспитателя в это период состоит не только в повышении уровня адаптации детей к ДОУ, но и в:
- создании условий для комфортного пребывания детей в группе детского сада, преодолении стрессов, различного рода детских страхов, снятии эмоционального и мышечного напряжения;
- создании системы эффективного взаимодействия между педагогом и детьми, развитии навыков взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения;
- развитии интеллектуально-психических функций детей (внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
- обучении социально-бытовым навыкам.
Исходя из многолетнего опыта нашей работы наиболее успешным и эффективным нам представляется способ адаптации ребенка к детскому саду через ритм, в частности стихотворный ритм. Почему ритм, можете спросить вы? Давайте задумаемся – что слышит ребенок, находясь еще утробе матери? Звук ее ритмично сокращающегося сердца. И именно этот, знакомый и родной звук он ищет сразу после рождения, именно этот звук сопровождает малыша в процессе адаптации к новому миру. В дальнейшем мама берет малыша на руки и, прижимая к себе, напевает колыбельную – на ритмичный звук сердца накладывается другой ритм, который вкупе с маминым теплом и ритмом голоса позволяет ребенку успокоиться, вспомнить свое внутриутробное состояние защищенности и спокойствия.
Жизнь нашего организма основана на различных ритмах : дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха. Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы : окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости, и прочее. Ритм упорядочивает нашу жизнь. С чем это связано? Физиологическое обоснование этого явления таково: как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое восприняло правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. Именно ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи.
Используя стихотворный ритм в процессе адаптации детей к ДОУ (сопровождая ритмическим четверостишием любую деятельность детей) мы тем самым активизируем нервно-психические процессы в головном мозге, которые способствуют лучшей адаптации ребенка к условиям внешней среды. Непонятные требования взрослого становятся понятными и интересными. Да, многие педагоги и воспитатели используют стихотворную форму в процессе взаимодействия с детьми, и эта тема не нова, с одной стороны, однако мы предлагаем рассмотрение данной тематики именно в контексте адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
В течение многолетнего опыта работы с детьми ясельной группы нами были не только подобраны различные произведения известных авторов (А. Барто, С. Маршак, Т. Хитрова, В. Берестов и др, но так же самостоятельно составлены четверостишия в легкой стихотворной форме описывающие различные ежедневные действия, которые необходимо выполнить малышу в детском саду: умывание, зарядка, одевание и т. д. На ряду с этим, было отмечено, что и игровые упражнения, и занятия (лепка, рисование, конструирование и т. д.) становятся намного более понятными и увлекательными для маленького крохи.
Так, например, утренняя гимнастика для малыша может стать увлекательной, если сопровождать действия следующими словами:
Медвежата в чаще жили,
Головой они кружили (раз, два)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали (раз, два)
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,
Сели-посидели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Снова, снова высоко
Прыгай на носках легко.
или
Физкультура нам нужна
Физкультура нам важна
Будем сильными, здоровыми,
Красивыми веселыми.
(авторское)
Режимные моменты можно сопровождать следующими четверостишиями:
- мытье рук:
Мыло в ручки мы возьмем,
Рукава закатим.
Ручки моем мы всегда,
И совсем не плачем.
(авторское)
- прием пищи:
Завтрак наш волшебный
Дружно мы съедим.
Вырастим большими –
В космос полетим.
Масло с хлебом очень вкусно –
Знают все ребята.
Чаем мы запьем и будем
Сильными как папа.
Завтрак мы всегда съедаем
Дружно ручки поднимаем.
Ждем добавку, а потом
На ковер играть пойдем.
Нам пора обедать сесть,
Надо супчик весь доесть.
А потом попьем компот,
Только не наоборот.
Кашу повара сварили
И детей всех накормили.
Манная, пшеничная
Каша симпатичная.
(авторские)
- одевание:
Что одеваем мы сначала? Ножки.
Надеваем штанишки и сапожки.
Что оденем мы потом? Руки.
А на них наденем кофты и куртки.
А последней, а последней
Знаем мы как дважды два,
Одевается, конечно, на прогулку – голова!
(Т. Хитрова)
- прогулка:
Мы в песочнице играем,
Пасочки мы лепим.
Кукол всех мы угостим,
А потом полечим.
На качелях мы катаемся,
С горки дружно мы спускаемся,
Мячики бросаем вверх,
Далеко наш слышен смех.
(авторские)
- пробуждение после дневного сна: для гимнастики пробуждения
Глазки открывайтесь,
Ручки поднимайтесь,
Ножки подтянитесь,
Губки улыбнитесь.
Мы поспали, дружно встали,
Разбудили ручки, ножки,
Побежали по дорожке.
Вещи на себя надели,
Дружно кашу всю поели.
(авторские)
- вечер:
День наш быстро весь прошел,
Вечер в гости к нам пришел.
Скоро мамочка придет
И домой нас заберет.
Мы с игрушками играли,
Занимались, рисовали.
Кукол спать мы уложили,
Кубики мы все сложили.
Скажем спасибо детскому саду!
День был веселый –
Такой, как надо.
Ночью в кроватке мы дома поспим,
А утром мы снова в детсад прибежим.
(авторские)
Для занятий можно использовать следующие четверостишия (авторские разработки) :
- конструирование: При использовании крупного деревянного конструктора можно строить дом для кукол, сопровождая его следующими словами:
Кубики большие,
Разные, цветные.
Голубые, красные,
Мы возьмем любые.
Домик куколкам построим,
Будем весело играть.
Мы его не поломаем,
Чтобы маме показать.
- рисование:
Карандаши цветные
Красивые такие.
Листок бумаги мы возьмем
И нарисуем птичкам дом.
- лепка:
Взяли в руки пластилин,
Слепим вкусный мандарин.
А потом для кукол слепим
Колобок и апельсин.
или
Пластилин возьмем мы сами:
Красный, желтый, голубой.
Мы цветочек слепим маме
И возьмем его домой.
- наблюдение: наблюдение за птицами.
Птички, птички, чик-чирик
Прилетели в гости к нам.
Птичкам, птичкам чик-чирик
Хлебушек сейчас я дам.
Хлебушек они клюют (дети показывают)
Крылышками машут
Песенки они поют
Как Максим и Даша.
Ну и конечно, одно из главных использований стихотворного ритма это утренний прием детей. Для этого нами были составлены следующие четверостишия:
Плакать нам совсем не нужно,
Мы заходим в группу дружно.
Будем петь и танцевать,
И с игрушками играть.
В группу заходи скорей,
Тебя много ждет друзей.
Поиграем мы с тобой,
А потом пойдем домой.
Машенька, Настенька,
Слезоньки вытри.
Тебя в группе детки ждут,
Тебе песенки споют.
Влад – акробат, заходи к нам скорей
Ждут тебя много новых друзей.
Использование четверостиший помогает воспитателю быстрей и легче наладить контакт с вновь поступающими в ДОУ детьми. И хотя можно говорить о том, что адаптация ребенка к детскому саду зависит от многих условий и факторов грамотный воспитатель, обладающий знаниями о закономерностях протекания психического развития ребенка в раннем детстве в контексте его адаптивных возможностей к ДОУ, может во время прийти на помощь к малышу, создав для него такие условия, которые позволят малышу приспособиться к новой среде. Использование стихотворного ритма, как катализатора для активизации нервно-психических процессов в головном мозге, способствующих лучшей адаптации ребенка к условиям и требованиям внешней среды, может, на наш взгляд, выступать одним из таких условий.