Светлана Александровна Андреева
Адаптация детей раннего возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке.
Темочки:
Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.
Период адаптации детей раннего возраста длится от 2-3 недель до нескольких месяцев.
В этом году наш детский сад распахнул гостеприимно двери для новых маленьких воспитанников в самом начале лета.
Сейчас, в период адаптации, все педагоги и сотрудники детского сада прикладывают максимум усилий, чтобы дети с желанием приходили в свой новый «дом», быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществляется индивидуальный подход.
Процесс адаптации может проходить тяжело. Из опыта, мы видим, что чаще всего связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствие единства требований в воспитании ребенка в семье, рассогласованность действий между педагогами и членами семьи. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
На сегодняшний день нашу группу (2 младшая) посещают полный день уже около 70 % от всей группы.
Во многом благодаря совместным скоординированным усилиям воспитателей и помощника воспитателя, с одной стороны, и членов семей юных воспитанников – с другой, адаптация детей в нашей группе проходит относительно благополучно.
Практически все малыши, успешно преодолели «острую» фазу (нарушение сна, аппетита, частые заболевания, нежелание ходить в детский сад, упрямство, грубость и др.) и находятся в фазе «собственно адаптация» (ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение) и фазе «компенсации» (дети начинают себя вести спокойно, с удовольствием ходят в садик; ускоряется темп развития)
У большинства детей поведение нормализовалось, эмоциональное состояние стабильное, Дети во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих - появляются элементы сюжетно – ролевой игры.
Также можно отметить, что у детей улучшились навыки самообслуживания, дети становятся все более активными участниками в процессах переодевания, приема пищи, мытье рук и т. д., а не просто ждут, когда все за них сделает взрослый. Ребята стали хорошо кушать, улучшился дневной сон, из туалетной комнаты убрали горшки – все пользуются унитазами.
Малыши учатся выслушивать взрослого, откликаются охотно на просьбы, начинают играть не просто рядом со сверстником, но и «вместе», делиться игрушками.
Малышу на рубеже 3-х – лет сложно отделить любимую или просто понравившуюся игрушку от себя, отдать ее на какое-то время другому – особенно ребенку. Поэтому так приятно уже сейчас, по прошествии малого времени, слышать «Я поиграю, и отдам», «Дай, пожалуйста», «Теперь моя очередь» вместо выхватывания - «Мое», «Дай», «Хочу».
Постепенно воспитатели из «чужих» становятся для каждого ребенка близкими («своими»). Малыши несмотря на грусть от расставания с мамой или папой радуются встрече, а уходя домой все чаще мы слышим: «Я завтра обязательно приду! Вы будете меня ждать!»