Татаренко Ирина
Адаптация детей к образовательному учреждению. Психолого-педагогическое сопровождение
▼ Скачать
Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса.
Публикация «Адаптация детей к образовательному учреждению, Психолого-педагогическое сопровождение» размещена в разделах
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, обеспечение ее управляемости.
С целью создания благоприятных условий в группе, через внедрение новых организационных методов и приемов, профилактики дезадаптации вновь поступивших детей в дошкольное образовательное учреждение и в целях более успешной адаптации детей раннего возраста считаем целесообразным представить модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (см. рис. 1).
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адапта-ции детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения включает четыре блока: целевой, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.
Целевой блок включает цели и задачи. Цель данной модели заключа-ется в организации психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи следующие:
1. Формирование положительного настроя детей и родителей на дет-ский сад.
2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги у детей и родите-лей.
3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посеще-нию детского сада.
4. Просвещение педагогов по вопросам процесса адаптации детей ран-него возраста к ДОУ.
5. Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Содержательный блок предполагает следующие аспекты:
1. Представлена взаимосвязь основных видов деятельности педагога-психолога : психодиагностического, развивающего, консультативного и просветительско-профилактического.
2. Предусмотрено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
3. Комплекс игр и упражнений, используемых в программе, направленный на профилактику трудностей в воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении дошкольников.
Деятельностный блок состоит из трех этапов: предадаптационного, адаптационного, постадаптационного.
Предадаптационный этап направлен на определение прогноза адаптации и разработку индивидуальных рекомендаций с целью профилактики дезадаптации. Адаптационный этап предусматривает отслеживание эффективности процесса адаптации вновь поступившего ребенка к детскому саду, профилактику психоэмоционального напряжения. Постадаптационный этап предполагает определение уровня адаптации и выход на динамику.
Модель предполагает организацию комплексных индивидуально-групповых занятий с детьми раннего возраста, направленных на своевременную профилактику психоэмоционального состояния. Эта деятельность затрагивает всех участников образовательного процесса : детей, родителей и педагогов. Инновационная практическая значимость данной модели заключается в создании комплекса мер по профилактике психоэмоционального напряжения. В результате апробации полученные данные являются наиболее объективными и дают полную картину протекания процесса адаптации. В ходе работы, осуществляется индивидуальный подход к каждой семье. В связи с этим у родителей меняется отношение к воспитанию детей, к детскому саду, и как следствие – повышается образовательный уровень родителей, а так же трудности проживания детьми адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с педагогами.
В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада был сделан вывод: чтобы привыкание ребенка к детскому саду является максимально безболезненным, необходима поэтапность в работе всех участников образовательного процесса (родителей воспитанников и педагогов).
Контрольно-оценочный блок выполняет следующие задачи:
выявить уровень адаптации группы детей;
выявить детей «группы риска», с целью продолжения работы с ними;
оценить уровень реализации данной модели.
Результатом реализации модели психолого-педагогического сопро-вождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошколь-ного образовательного учреждения является повышение качества образова-тельного процесса в целом и успешная адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, разработанная модель дает возможность комплексно изучить проблему психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и дать оценку результативности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.