Сярдина Мария
6 простых игр как научить дошкольника распознавать звуки
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение звукам и буквам – важнейшая часть дошкольной образовательной программы. Для успешного обучения в школе дети должны научиться читать по слогам. Для этого необходимо знать все буквы. Важно различать понятия «буква» и «звук». Чтобы в чтении не возникало трудностей, на начальном этапе обучения грамоте обязательно надо объяснить малышу разницу. Основы звуко-буквенного анализа в подготовительной группе помогут ребёнку избежать ошибок при письме, связанных с пропуском букв.
Публикация «6 простых игр как научить дошкольника распознавать звуки» размещена в разделах
Как правильно развивать фонематический слух
На первом этапе важно сфокусироваться на восприятии неречевых звуков : учить распознавать звуки природы, голоса животных, птиц, бытовые и музыкальные шумы.
Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
На втором этапе развиваем восприятие речевых звуков.
Предлагаем игры и упражнения, которые можно использовать дома для развития фонематического слуха своих детей.
Игра «Узнай игрушку по звуку»
Разложите перед малышом несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Предложите послушать и запомнить звучание каждого предмета.
Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, определить, что звучит.
Игра «Найди по звуку»
Предложите ребенку плотно закрыть глаза или повернуться к вам спиной. Потом спрячьте какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т. д.) и попросите найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.
Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
Можно варьировать звуки, направляющие поиски — звенеть в колокольчик, хлопать в ладоши и т. п.
Игра «Какая коробочка звучит»
В одинаковые металлические баночки из-под леденцов поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Сначала предложите вашему дошкольнику внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, попросите ребенка отгадать, что находится в каждой из них.
Так как звуковые различия незначительны, начните с трех коробочек. Медленно увеличивайте их число при постоянном сравнении акустических восприятий.
Упражнение «Повтори ритм»
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например, такой: 2 удара – пауза – 3 удара. Ребенок его повторяет.
Сначала малыш видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты:
– ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); – ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.
Упражнение «Найди пару»
Вслед за вами малыш произносит название всех картинок к упражнению. Затем называет парами те картинки, названия которых звучат похоже:
Полено – Колено
Отметка – Конфетка
Батон – Лимон
Утка – Дудка
Пакет – Букет
Игра «Четвертый лишний»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных вами, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Мария: Канава-канава-какао-канава
Ком-ком-кот-ком
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Использование таких игр и упражнений поможет вашему дошколенку развить фонематический слух. Ребенок станет лучше произносить звуки, а в дальнейшем ему будет легче научиться читать и писать.