Мельникова Любовь Валерьевна
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме
5 Грековские педагогические чтения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Черлакский детский сад №9» Черлакского муниципального района Омской области
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Разработчик : Мельникова Любовь Валерьевна
воспитатель
2018
Актуальность:
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста актуальна для дошкольного образования. Это важный показатель готовности ребенка к школе он играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики всегда умеет логически рассуждать, обязательно хорошо развиты память и внимание, связная речь. Ведь умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Очень часто первоклассники не могут проводить четкие и прямые линии (так называемая «дрожащая линия», не точно вырезают по контуру, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках. Поэтому при подготовке ребенка к школе очень важно развить у ребенка именно мелкую моторику рук. Но просто делать упражнения детям будет скучно, поэтому мы стараемся превратить их в интересные и полезные игры, которыми ребенок будет заниматься с удовольствием и не однократно. Когда ребенок играет у него реализуется ситуация успеха, значит работа происходит естественно и у ребенка не возникает никакого напряжения.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, писать и рисовать да и просто выполнять множество различных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений рук к выполнению мелких и точных действий. Мускулатура должна быть хорошо развитой, движения точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем в контакте со взрослыми и сверстниками и в конце концов может привести к негативному отношению к детскому саду, а потом и к учебе в школе. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние развитие ребенка дошкольника в целом.
По данной теме в прошлом году был реализован долгосрочный проект с детьми подготовительной группы на базе МБДОУ «Черлакского детского сада №9» с привлечением родителей. Цель которого была: развитие мелкой моторики рук детей дошкольников посредствам использования различных приемов и методов.
В начале проекта была проведена диагностика детей разработанные Н. И. Гуткиной («Домик». срисовывание домика, Л. А. Венгером («Дорожки». Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка, -
Д. Б. Элькониным («Графический диктант»). В. Мытациным (“Фигуры” Методика представляет собой задание, связанное с вырезыванием ребенком фигурок по заданным контурам).
Был составлен комплекс мероприятий направленный на развитие мелкой моторики рук.
Были использованные такие Методы и приемы как:
- массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика, физкультминутки; пальчиковые игры со стихами; пластелинография с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки); конструирование: из бумаги, салфеток работа с конструктором ЛЕГО; разные виды аппликаций; штриховка; графические диктанты, работа в тетрадях; игры с сыпучими продуктами; игры с мелкими и крупными предметами; пазлы, мозаика.
Проект включал в себя три этапа:
1. Подготовительный этап (со 02 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г.)
2. Основной этап (с 01 ноября 2017 г. по 30 марта 2018 г.)
3. Заключительный этап (со 02 апреля 2018 г. по 14 апреля 2018 г.)
Предполагаемый результат:
У детей:
- Развита мелкая ручная моторика рук;
- положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);
- у детей стало более развито внимание, память, мышление, воображение;
- появление интереса у детей к пальчиковым играм.
У родителей:
- тесное сотрудничество с педагогами; активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики рук у детей;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам развития мелкой моторики рук.
У воспитателя:
- повышение знаний по развитию мелкой моторики рук;
- создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
- оформление центра развития мелкой моторики рук;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Этапы работы над проектом :
1. На этапе подготовительном была проведена следующая работа :
Это выбор темы и ее актуальность; формулировка цели и определение задач; подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме; подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности по развитию мелкой моторики рук (Приложение 1); подбор информации для родительского уголка (консультации, папки-передвижки по теме проекта) (Приложение 2); музыкальная подборка песен; подбор игр, физминуток; составление плана основного этапа проекта; опрос детей; беседа с родителями о предстоящей работе над проектом; объявление о начале работы проекта о его целях и задачах; родительское собрание на тему «Что такое мелкая моторика и как ее развивать» (Приложение 3); анкетирование родителей (Приложение 4).
2. В основной этапе было проведено:
Знакомство с художественной литературой по теме (Приложение 5)
(О. Н. Навицкая – «Веселые пальчиковые игры»
Н. Л. Стефанова – «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет»
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»
А. Хворостовцев «Умные ручки».)
В составлении перспективного плана были учтены лексические темы недели.
Работа по развитию мелкой моторики строилась на комплексном подходе, а именно в сочетании физкультминуток, массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок, стихотворений, пальчиковой гимнастики, играми с различным материалом в том числе и природными (семена, камни мелкого и среднего размера, счетные палочки, бумага, пластелинография, тестопластика, шнурки, пуговицы и т. д.).
Мной был составлен и использован игровой тематический комплекс на неделю:
- Пальчиковая гимнастика;
- Игры со счетными палочками;
- Самомассаж кистей рук и пальцев;
- Игры с мелкими предметами, крупами;
- Художественное творчество детей. (Приложение 6)
На заключительном этапе
Была оформлена «Выставка совместных работ родителей и детей»; проведена консультация для воспитателей по теме с представлением нагядного материала;
Проведена повторная диагностика детей группы; организованно родительское собрание на тему: «Итоги работы за год».
Вывод:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы. Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес детей, они с большим желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями даже в свободной деятельности. Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной и эмоциональной. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Считаю одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Планирую в дальнейшем использовать ее в своей работе и делиться своим опытом с педагогами других дошкольных образовательных организаций.
Спасибо за внимание.
Задачи:
- Изучить литературу по теме;
- Провести диагностику развития мелкой моторики рук детей подготовительной группы;
- Разработать комплекс мероприятий направленный на развитие мелкой моторики рук детей подготовительной группы;
- Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи, ловкости детей подготовительной группы;
- Обогатить развивающую среду группы, способствующую развитию мелкой моторики рук детей подготовительной группы;
- Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества;
- «Домик», разработанная Н. И. Гуткиной; Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.
- «Дорожки» (по Л. А. Венгеру); Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
-“Фигуры” (по В. Мытацину). Методика представляет собой задание, связанное с вырезыванием ребенком фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется.
- «Графический диктант». Д. Б. Эльконина. Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.
Благодаря методике «Домик» Н. И. Гуткиной выявили, что 57%детей плохо ориентируются на образец, не могут его точно скопировать, недостаточно развита сенсомоторная коодинация и мелкая моторика. По методике «Дорожки» Л. А. Венгер выявили, что у 41% детей слабо или недостаточно сформированы графо-моторные навыки. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина говорит об ориентации в пространстве, об умении действовать по указанию взрослого. Высокий уровень 27%.
Почему я взяла именно эту тему. Проведя исследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук : большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений.
Список литературы
1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
2. Кормилицына Е. С. Игры с бельевыми прищепками. // «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5,
3. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
4. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
6. О. Н. Навицкая – «Веселые пальчиковые игры»
7. Н. Л. Стефанова – «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет»
8. С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»
9. С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»
10. А. Хворостовцев «Умные ручки».
11. Информационные ресурсы
https://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.