Папки-передвижки

Методы и техники, используемые в драматерапии

Сазанова Евгения Борисовна
Методы и техники, используемые в драматерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Методы и техники, используемые в драматерапии

В театротерапевтическом процессе в ходе применения этих техник и методов акцентируются как терапевтические, так и образовательные и художественные цели в соотношении, отвечающем отдельным этапам театротерапевтической работы.

Публикация «Методы и техники, используемые в драматерапии» размещена в разделах

Постановка голоса. Работа с голосом в рамках актерской подготовки является очень важным компонентом. Актеру необходимо сосредоточиться на структуре речи, ее акцентах, градациях, контрастах, например, при работе над монологом; но прежде всего на форме речи, которую образует дыхание – как основной материальный носитель.

Пример двигательного упражнения. Руководитель описывает следующую картину, которую актеры выражают движениями: «Представьте, что вы – легкие бегуна-марафонца. Ваш бегун готовится к старту, глубоко дышит, задерживает дыхание, стартует, постепенно увеличивает дыхательную нагрузку, возникает дыхательный кризис, бегун преодолевает его, появляется „второе дыхание“, бегун выбегает на финишную прямую, финиширует, замедляет бег, старается отдышаться»

Пример упражнения на воображение. Актеры лежат расслабленно, вслушиваются в свое дыхание. При вдохе они ощущают холодный воздух, поступающий в их дыхательные пути; эту фазу они усиливают, вообразив, что в них входит голубой цвет. На выдохе они ощущают теплое дыхание, усиленное воображаемым красным цветом, выходящим из дыхательных путей – тренировка фонации как средства выражения эмоций.

Пример разговорного упражнения. Актеры ведут диалог в рамках заранее определенной эмоции или в виде спора на данную тему. При этом они пользуются не конкретными словами, а так называемой «псевдоречью» (например, только слоги «вава-ва-ва…»)

В дикции упражняются с помощью различных скороговорок. При правильном выполнении задания скороговорки должны произноситься с выражением, повторяясь несколько раз подряд, дыхание должно быть естественным. Группы скороговорок ориентированы либо на произношение отдельных звуков, либо на сочетания звуков, вызывающие затруднения.

Работа с телом и внутренняя техника.

В процессе актерской подготовки мы часто обращаемся к методике К. С. Станиславского. Упрощенно можно сказать, что мы ориентируемся на внутреннее проживание, которое «воплощаем», т. е. выражаем, например, движением тела. Кроме всего прочего, мы ориентируемся также на чувственное восприятие и последующую экспрессию.

Примером может служить следующее упражнение. Представьте себе, что все ваше тело – это ухо. Постарайтесь движениями тела выразить: ухо, наслаждающееся прекрасной музыкой; ухо, отупевшее от шума заводского цеха; ухо, выслушивающее смертный приговор для головы, частью которой оно является.

Методы работы со сценическим образом. В рамках театротерапии можно добиться хорошего эффекта, если сценический характер создает сам актер, например, если при этом он обращается к своему жизненному опыту. Здесь для нас раскрываются возможности для безопасного изучения жизненных обстоятельств клиента, результаты которого мы можем впоследствии использовать в работе над инсценировкой. Стимулирующий эффект может принести следующее упражнение.

Пример упражнения «Мой сказочный герой»

Попробуйте мысленно вспомнить всю свою прошедшую жизнь, припомните важные события, которые серьезным образом повлияли на вас. На основании своих воспоминаний и чувств, связанных с ними, попробуйте идентифицировать себя с каким-либо классическим сказочным героем. Постепенно с закрытыми глазами создайте из своего собственного тела статую своего героя. Не торопитесь. Уясните, в какой ситуации находится герой, что характерно для его позы, какую он носит одежду, прическу. На постаменте, на котором стоит статуя вашего героя, есть надпись, описывающая характер героя и его судьбу. Вглядитесь в эту надпись, как она выполнена и что в ней говорится. Кроме того, вспомните, какой магический дар получил ваш герой, как он вообще стал героем, на каком этапе жизненного пути он сейчас находится, что он уже преодолел и что ждет его впереди. Постепенно позвольте статуе своего героя ожить. Пройдитесь по окрестностям, освойте типичные движения героя походку, жесты, мимику, осанку. Повстречайтесь с другими героями, представьтесь друг другу, при случае обменяйтесь подарками.

Дальнейшая работа может заключаться в поиске интересных мотивов, может превратиться в разыгрывание импровизированных этюдов и постепенно из этого материала может возникнуть театральная постановка. Еще одним вариантом упражнения может быть взаимный обмен отдельными ролями.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В настоящее время система специальной подготовки кадров в области социально-педагогической терапии еще не сложилась, хотя потребность в специалистах такого профиля постоянно растет. Поэтому каждому социальному педагогу необходимо овладеть знаниями и технологическими навыками ведения так называемой «врачебной» беседы, установления психотерапевтического контакта с пациентами.

Обучение терапевтическим методам – процесс непрерывный, зависящий от меняющихся социокультурных условий, уровня знаний и профессионализма социального педагога. В данной работе важное место имеет самообразование, прослушивание лекций, размышления и дискуссии на темы практической психотерапевтической помощи.

Позитивный потенциал применения драматерапии в социальной реабилитации теоретически обосновывается благотворное влияние драматерапевтической работы на личностные особенности лиц с ограниченными возможностями, а также приводятся примеры высоких достижений в области театрального искусства.

Шаровская А. В. рассматривает драматерапию как технология социальной реабилитации: теоретический аспект инвалиды как социальная категория находятся в окружении здоровых по сравнению с ними людей и больше нуждаются в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями, рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий, других форм социальной помощи, которые направлены на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных благ. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы их оптимизировать и активизировать, подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Поскольку ограничения в состоянии здоровья имеют объективный и неизменный характер, то основной задачей становится адаптация и активный образ жизни в существующих условиях. едва ли не основным моментом в ходе реабилитационной работы являются личные установки инвалида, его готовность и желание преодолеть возникшие барьеры, получить возможность дальнейшего плодотворного развития своих способностей и талантов. именно для целей формирования активной личности, мотивированной к достижению успеха, большое значение имеет искусство и творческая деятельность как способ актуализации внутреннего потенциала личности.

Для полноценной активной жизни необходимо их вовлечение в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержка связей со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями, управленческими структурами.

По сути, речь идёт о социальной интеграции, которая является конечной целью реабилитации.

Особое значение реабилитационная работа имеет в молодом возрасте, когда происходит социальное становление личности, включение в связи, общности, и есть возможность как можно раньше оптимизировать потенциал данной категории лиц.

Общение как один из факторов социальной активности реализуется в ходе трудовой занятости, социального взаимодействия, проведения досуга.

необходимость интеграции технологий психосоциальной работы и методов прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями как объектов «социальной терапии».

Среди проблем чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка, отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом, и возможные медицинские противопоказания к деторождению. для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям, создание творческих коллективов, приобщение лиц с ограниченными возможностями к искусству. искусство духовно развивает человека, раскрывает творческий потенциал и становится средством самовыражения личности.

Приобщаясь через искусство к духовным ценностям культуры, инвалид включается в общественную жизнь, а значит, социально реабилитируется. Разнообразие видов искусства требует от человека разностороннего развития, постоянного самосовершенствования. драматическое искусство в отношении форм богаче всего: развитие духовных, физических возможностей, чувства прекрасного. Творческий процесс не терпит остановок, иждивенчества и застоя, поэтому постоянное стимулирование творческой деятельности является залогом развития личности.

Помимо этого, искусство имеет большой потенциал в профилактике социальных заболеваний, предотвращения пагубных тенденций за счёт яркого эмоционально-чувственного воздействия, формируя определённые эстетико-культурные установки. Поэтому социальная реабилитация искусством является естественной и наиболее доступной формой интеграции решения социально-психологических проблем данной категории. драматическое искусство несё т в себе большой потенциал воздействия на личность в разных аспектах: физическом, эмоциональном, психотерапевтическом и социальном.

Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряжёнными с поисками смысла жизни, своего места среди людей и природы. люди, склонные к тяжёлым и глубоким переживаниям, со времени Марка Аврелия (II в. н. э., Блаженного Августина (IV–V вв. н. э., Григория Нарекаци (X в. н. э.) интуитивно, спасаясь от душевной боли, искали себя в философских, психологических, религиозных системах, ориентациях и занятиях различными видами творчества.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Игры с мамами, используемые на утренниках и праздникахИгры с мамами, используемые на утренниках и праздниках Нельзя представить праздник или утренник в детском саду, который бы проходил без проведения игр или соревнований. Праздник становится еще.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Методы Арт-терапии в работе педагогов ДООМетоды Арт-терапии в работе педагогов ДОО Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Пособия, используемые в работе над предлогамиПособия, используемые в работе над предлогами «Отремонтируем поезд» Цель: закрепить умение составлять предложения с заданным предлогом, добавлять пропущенный предлог в предложение.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и техники, используемые в драматерапии
Опубликовано: 18 января 2024 в 13:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и техники, используемые в драматерапии» (включая файлы) размещена пользователем Сазанова Евгения Борисовна (УИ 2192470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД